Смотри, произошло явление чая как феномена (с)
Вести с фронтов Достоевского:
многоПрочитала за это время "Игрока" и "Записки из мертвого дома". Ни то, ни другое не слишком впечатлило, и, чтобы сделать "перерыв" (хаха), начала читать "Достоевский и Ницше" Шестова. В том, что касается Ницше, мне кажется, у него больше объективных суждений, чем касательно Достоевского, как по мне. То есть, здравого очень много, но все же, как по мне, Шестов делает из Достоевского слишком уж Ницше. В своем экзистенциализме-персонализме и желании показать, что именно "подпольные люди" были героями Достоевского, Шестой абсолютно не замечает позитивной программы (ну да, ну да, я просто страшно обиделась на его оценку князя Мышкина). Я не отрицаю, что сам Достоевский, очевидно, был куда ближе к Ивану Карамазову, Кириллову и иже с ними, чем к князю или Алешеньке - но это ничуть не отменяет того факта, что он мог верить в них как в идеал, пусть и недостижимый для него самого. Шестов же со своей любовью к "отдельному" человеку, к личности, и презрением к "великим идеям", которые требуют человеческих жертв, ударяется в противоположность: он не видит, что и "добрые люди" у Достоевского тоже могут быть личностями, не менее страдающими в чем-то, чем "подпольные люди". То есть, Шестов вроде как утверждает, что единичный человек - это самое главное - и при этом отрицает право быть людьми у тех, кто тем или иным не отвратителен.
Вообще чтение "критики" - это палка о двух концах: если критика "школьно"-филологическая, неглубокая, читать ее невозможно по определению, если понимаешь (или думаешь, что понимаешь) хоть чуточку больше критика. И тогда вроде сам бог велел читать критику коллег-философов, ибо да, действительно, они могут копнуть куда глубже - но у философов есть такой небольшой, но существенный минус: если филологи обычно хотя бы претендуют на наукоподобие, то любой тру-философ будет критиковать исключительно с точки зрения собственной философской системы, и потому может видеть хоть и глубже, но, например, очень однобоко, и будет копать в одном месте, не замечая ничего другого. Грубо говоря, Достоевский Бердяева и Шестова - это абсолютно разные Достоевские, причем в обоих случаях это одновременно и хорошо истолкованный Достоевский, и не Достоевский вообще. Ну и, да, философы куда более категоричны в своих суждениях, поэтому сложнее не попасть под очарование их проповеди - хотя и возможно, если можешь приблизительно определить и отделить собственную систему критика от критикуемого. В общем, от философов в этом деле можно получить больше, но и фильтровать их надо куда тщательнее.
Сегодня сначала посмотрела последние полторы серии "Бесов" 2007, и плевалась дальше, чем видела. Чтобы настолько не понять Достоевского, надо иметь особый "талант". И авторы происходящего, и актеры настолько слили самоубийство Кириллова и, черт возьми, не прочитали самое важное в письме Ставрогина, что там даже говорить не о чем. Понятия не имею, о чем, по мнению создателей сериала, вообще эта книга, если они этого не смогли ухватить.
Зато отсмотрела полностью "Братьев Карамазовых" 2009, и вот они чудесны. Так и хочется сказать: умеют же, когда хотят.
Типажи по большей части подходят, Иван и папаша - вообще стопроцентное попадание и по внешности, и по игре, барышни тоже хороши. Митя сначала смутил: я его представляла скорее более похожим на то, как в "Идиоте" показали Рогожина - но после первой же его эмоциональной речи поверила, что и тут все правильно.
Очень хороший тут Иван, не знаю даже, это он больше всего нравился лично мне или создателям сериала тоже. Изумительно сняли тот разговор Ивана с Алешенькой в трактире, который с теодицеей и Великим Инквизитором (хотя как человек, проведший бессонную ночь в компании письменной работы преимущественно по этому самому Инквизитору, не могла не заметить, что по тексту некоторые важные моменты они все-таки упустили). Разговор Ивана с чертом тоже прекрасен. Вообще про него (Ивана, а не черта), как и про Кириллова, тоже можно рассказывать на "охране труда" для философов: излишнее философствование приводит к чертям, интеллектуальному подстрекательству к убийствам, мукам совести и сумасшествию, как-то так.
Алешеньку не до конца вытянули (впрочем, как и князя Мышкина), но, кажется, этот тип людей действительно нельзя снять правильно, потому что то, насколько же они на самом деле добры, а не только смиренны, внешне не выразить никак.
Допрос Мити по тону и интонациям смутно напомнил первый разговор Иванушки Бездомного в психиатрической: некоторое количество абсолютно адекватных людей при исполнении допрашивают человека, который по всем признакам несет полный бред, и, тем не менее, мы-то знаем, что прав последний. Почти театр абсурда, красота. Ну и, кстати, с Булгаковым случились еще сопоставления ладанки Мити и бумажной иконки Иванушки, и потом ревматизма иванового черта и больного колена Воланда.
Напомнив себе текст "Карамазовых" после ознакомления почти со всем остальным важным, с чистой совестью могу сказать, что все самые важные персонажи Достоевского - выразители его идей в тех или иных формах - проходят через все его тексты очень четкими типами. Это не делает их менее оригинальными, но скорее служит для меня доказательством, что Достоевский все же куда больше - почти полностью - писал "с себя", а не с наблюдений за окружающим миром. Более-менее отдельно стоит Митя с его широкой русской душой (Рогожин просто не дотянул в смысле "все за всех виноваты"); вместе - Иван Карамазов, Ставрогин, Кириллов и Раскольников (как по мне, Раскольников и Кириллов - вообще две стороны одной монеты, просто один через убийство метил в сверхлюди "интровертно", другой "экстравертно", если угодно); Иван и Смердяков отзеркаливают одновременно Ставрогина и Верховенского и при этом они будто бы тот же Раскольников, только разделенный на два лица (я вот, кстати, до этого пересмотра и забыла, что "человекобог" был не только у Кириллова, но и у черта Ивана); вместе Алешенька и князь Мышкин, конечно же; из женщин почти одинаковы Грушенька и Настасья Филипповна, очень похожи пары Алешенька-Лиз и князь Мышкин-Аглая, недалеко отошла Катерина Ивановна из "Братьев Карамазовых" и Полина из "Игрока"; в "третьем разряде" рядышком где-то Сонечка Мармеладова и та книгоноша из "Бесов". Забавно в общей перспективе видеть, по сути, те же самые истории, только на новый лад - но так, что каждый раз в них, действительно, находится какая-то другая грань.А я просто люблю все классифицировать и упорядочивать.
На твиттере уже, кажется, писала, а сюда не донесла: давно уже придумался еще один "аргумент" в пользу комбинации Стоппард+русская литература: та сцена в "Конце парада", когда Сильвия заявляет Титдженсу, что не может вынести его всепрощения и, что, если бы он презирал ее, упрекал ее, именно тогда у них был бы шанс - не знаю уж, сознательно это было сделано или не очень, но "уши" Настасьи Филипповной и князя Мышкина оттуда торчат очевидно.
А еще вычитала на немецкой вики, что метания НФ между Мышкиным и Рогожиным - это разница между агапе и эросом. Нет, я, конечно, тоже очень люблю лепить по всякому поводу и без двух Афродит, но все-таки немцы неправы.
многоПрочитала за это время "Игрока" и "Записки из мертвого дома". Ни то, ни другое не слишком впечатлило, и, чтобы сделать "перерыв" (хаха), начала читать "Достоевский и Ницше" Шестова. В том, что касается Ницше, мне кажется, у него больше объективных суждений, чем касательно Достоевского, как по мне. То есть, здравого очень много, но все же, как по мне, Шестов делает из Достоевского слишком уж Ницше. В своем экзистенциализме-персонализме и желании показать, что именно "подпольные люди" были героями Достоевского, Шестой абсолютно не замечает позитивной программы (ну да, ну да, я просто страшно обиделась на его оценку князя Мышкина). Я не отрицаю, что сам Достоевский, очевидно, был куда ближе к Ивану Карамазову, Кириллову и иже с ними, чем к князю или Алешеньке - но это ничуть не отменяет того факта, что он мог верить в них как в идеал, пусть и недостижимый для него самого. Шестов же со своей любовью к "отдельному" человеку, к личности, и презрением к "великим идеям", которые требуют человеческих жертв, ударяется в противоположность: он не видит, что и "добрые люди" у Достоевского тоже могут быть личностями, не менее страдающими в чем-то, чем "подпольные люди". То есть, Шестов вроде как утверждает, что единичный человек - это самое главное - и при этом отрицает право быть людьми у тех, кто тем или иным не отвратителен.
Вообще чтение "критики" - это палка о двух концах: если критика "школьно"-филологическая, неглубокая, читать ее невозможно по определению, если понимаешь (или думаешь, что понимаешь) хоть чуточку больше критика. И тогда вроде сам бог велел читать критику коллег-философов, ибо да, действительно, они могут копнуть куда глубже - но у философов есть такой небольшой, но существенный минус: если филологи обычно хотя бы претендуют на наукоподобие, то любой тру-философ будет критиковать исключительно с точки зрения собственной философской системы, и потому может видеть хоть и глубже, но, например, очень однобоко, и будет копать в одном месте, не замечая ничего другого. Грубо говоря, Достоевский Бердяева и Шестова - это абсолютно разные Достоевские, причем в обоих случаях это одновременно и хорошо истолкованный Достоевский, и не Достоевский вообще. Ну и, да, философы куда более категоричны в своих суждениях, поэтому сложнее не попасть под очарование их проповеди - хотя и возможно, если можешь приблизительно определить и отделить собственную систему критика от критикуемого. В общем, от философов в этом деле можно получить больше, но и фильтровать их надо куда тщательнее.
Сегодня сначала посмотрела последние полторы серии "Бесов" 2007, и плевалась дальше, чем видела. Чтобы настолько не понять Достоевского, надо иметь особый "талант". И авторы происходящего, и актеры настолько слили самоубийство Кириллова и, черт возьми, не прочитали самое важное в письме Ставрогина, что там даже говорить не о чем. Понятия не имею, о чем, по мнению создателей сериала, вообще эта книга, если они этого не смогли ухватить.
Зато отсмотрела полностью "Братьев Карамазовых" 2009, и вот они чудесны. Так и хочется сказать: умеют же, когда хотят.
Типажи по большей части подходят, Иван и папаша - вообще стопроцентное попадание и по внешности, и по игре, барышни тоже хороши. Митя сначала смутил: я его представляла скорее более похожим на то, как в "Идиоте" показали Рогожина - но после первой же его эмоциональной речи поверила, что и тут все правильно.
Очень хороший тут Иван, не знаю даже, это он больше всего нравился лично мне или создателям сериала тоже. Изумительно сняли тот разговор Ивана с Алешенькой в трактире, который с теодицеей и Великим Инквизитором (хотя как человек, проведший бессонную ночь в компании письменной работы преимущественно по этому самому Инквизитору, не могла не заметить, что по тексту некоторые важные моменты они все-таки упустили). Разговор Ивана с чертом тоже прекрасен. Вообще про него (Ивана, а не черта), как и про Кириллова, тоже можно рассказывать на "охране труда" для философов: излишнее философствование приводит к чертям, интеллектуальному подстрекательству к убийствам, мукам совести и сумасшествию, как-то так.
Алешеньку не до конца вытянули (впрочем, как и князя Мышкина), но, кажется, этот тип людей действительно нельзя снять правильно, потому что то, насколько же они на самом деле добры, а не только смиренны, внешне не выразить никак.
Допрос Мити по тону и интонациям смутно напомнил первый разговор Иванушки Бездомного в психиатрической: некоторое количество абсолютно адекватных людей при исполнении допрашивают человека, который по всем признакам несет полный бред, и, тем не менее, мы-то знаем, что прав последний. Почти театр абсурда, красота. Ну и, кстати, с Булгаковым случились еще сопоставления ладанки Мити и бумажной иконки Иванушки, и потом ревматизма иванового черта и больного колена Воланда.
Напомнив себе текст "Карамазовых" после ознакомления почти со всем остальным важным, с чистой совестью могу сказать, что все самые важные персонажи Достоевского - выразители его идей в тех или иных формах - проходят через все его тексты очень четкими типами. Это не делает их менее оригинальными, но скорее служит для меня доказательством, что Достоевский все же куда больше - почти полностью - писал "с себя", а не с наблюдений за окружающим миром. Более-менее отдельно стоит Митя с его широкой русской душой (Рогожин просто не дотянул в смысле "все за всех виноваты"); вместе - Иван Карамазов, Ставрогин, Кириллов и Раскольников (как по мне, Раскольников и Кириллов - вообще две стороны одной монеты, просто один через убийство метил в сверхлюди "интровертно", другой "экстравертно", если угодно); Иван и Смердяков отзеркаливают одновременно Ставрогина и Верховенского и при этом они будто бы тот же Раскольников, только разделенный на два лица (я вот, кстати, до этого пересмотра и забыла, что "человекобог" был не только у Кириллова, но и у черта Ивана); вместе Алешенька и князь Мышкин, конечно же; из женщин почти одинаковы Грушенька и Настасья Филипповна, очень похожи пары Алешенька-Лиз и князь Мышкин-Аглая, недалеко отошла Катерина Ивановна из "Братьев Карамазовых" и Полина из "Игрока"; в "третьем разряде" рядышком где-то Сонечка Мармеладова и та книгоноша из "Бесов". Забавно в общей перспективе видеть, по сути, те же самые истории, только на новый лад - но так, что каждый раз в них, действительно, находится какая-то другая грань.
На твиттере уже, кажется, писала, а сюда не донесла: давно уже придумался еще один "аргумент" в пользу комбинации Стоппард+русская литература: та сцена в "Конце парада", когда Сильвия заявляет Титдженсу, что не может вынести его всепрощения и, что, если бы он презирал ее, упрекал ее, именно тогда у них был бы шанс - не знаю уж, сознательно это было сделано или не очень, но "уши" Настасьи Филипповной и князя Мышкина оттуда торчат очевидно.
А еще вычитала на немецкой вики, что метания НФ между Мышкиным и Рогожиным - это разница между агапе и эросом. Нет, я, конечно, тоже очень люблю лепить по всякому поводу и без двух Афродит, но все-таки немцы неправы.
@темы: література, сінематограф
неа. стоит, да? я вообще сама к экранизациям достаточно настороженно отношусь и рискую лезть только туда, куда порекомендуют))
я, правда, экранизации всегда стараюсь смотреть как бы отдельно от книг (потому что если смотреть, например, тех же "бесов" вайды как экранизацию, то это просто оскорбление книги)) а если в отрыве от - то это просто хуёвое кино, пардон май френч)
если кино само по себе хорошее, то посмотрю обязательно) я, в общем-то, тоже пытаюсь разделять, но обычно это тем сложнее, чем кино хуже
вообще, похоже, "Бесы" должны быть одни из самых сложных для экранизации - слишком уж много завязано на, как оказалось, не всегда очевидных мелочах
может быть, в "бесах" ещё сюжет мешает - если фокусироваться на нём, то есть риск съехать просто в детектив с излишне эмоциональными героями.
может быть, в "бесах" ещё сюжет мешает - если фокусироваться на нём, то есть риск съехать просто в детектив с излишне эмоциональными героями.
вот да, я об этом тоже подумала. больший соблазн "экшена". в том же "Идиоте" либо снимается хотя бы "внешне" то, о чем роман в действительности, либо не снимается вообще никак