Поняла к тому же, что пару Ааз-Скив можно в какой-то мере ассоциировать с парой Джуффин-Макс.
Я вообще очень люблю в литературе пары учитель-ученик, и крайне жаль, что качественно прописанные комбинации встречаются достаточно редко. Мне кажется, это все-таки надо пережить, чтобы написать. Если дружба в какой-то мере понятна и доступна каждому, любовь можно написать, ориентируясь на уже созданную культуру, то понять взаимоотношения Учителя и Ученика без "погружения", имхо, невозможно. И все-таки величайшим писателем таких отношений, без всяких оговорок, для меня остается Элеонора Раткевич.
Мне катастрофически жаль, что ее так мало знают даже те, кто читает фэнтези. И что она, черт возьми, так мало и медленно пишет. Если Макс Фрай для меня остается библией построения собственной души, свободы, то Раткевич - это библия дружбы и ученичества, не меньше. Нигде, никогда, ни в какой другой книжке я не видела таких настоящих дружбы и учительства. Фрай - все больше об эгоизме. Раткевич же напротив - о людях вокруг, о их месте в сердце. И это один из тот редких случаев, когда мораль, самая настоящая, крепкая мораль не выглядит ни занудной, ни лицемерной.
Две мои любимые книги из нее - это "Парадоксы Младшего Патриарха" и "Таэ эккейр!". И, черт возьми, я бы всех своих знакомых насильно заставляла их читать, будь у меня такая воля. Потому что это, хоть и фэнтези, хоть и эльфы-маги и прочая уже всем надоевшая фигня, это действительно великие вещи.
"Парадоксы Младшего Патриарха" - это об учителях и учениках. О том, какую ответственность они несут друг за друга. О том, чему ученики учат своих учителей. И о дружбе, конечно же - у Раткевич иначе не бывает. О ней в первую очередь - "Таэ эккейр!". Это история о том, какие же, черт возьми, все разные, и что иногда двум хорошим людям крайне тяжело понять друг друга - если говорить о сюжете. А в целом Раткевич о верности, о такой верности, которой веришь, о благородстве, о дружбе... об этих вечных понятиях она умудряется говорить так, что они не теряют своей сути.