Обещанная топ-девятка (так получилось) моих любимых серий "Доктора". Не в порядке, а просто по мере вспоминания-подсматривания в сети.
многобуков1. Далек
Единственная серия, которую я уже успела пересмотреть. Пожалуй, лучше всего ее можно охарактеризовать строчкой из той песни – «пойдем со мной, прогуляемся по Темной Стороне». В этой серии – Темная сторона вселенной, худшее ее создание – далек… и темная сторона самого Доктора. В этой серии он на грани. Нигде больше не будет столько срыва, как здесь. Сцена встречи с далеком, когда Доктор проходит через всю палитру эмоций (и почему-то сразу вспоминается кодекс ситхов) – страх, злорадство, ненависть-ярость и безграничное, глухое горе потери, в которое его снова окунули с головой. Потому что далек – выжил. А он, последний. «Трус или убийца» - да, в общем-то, и то, и другое, и нечто меньшее, и нечто большее. Господи, это же великолепно, то, как меняется его выражение лица: за одну секунду от улыбки (но не такой, как обычно, теплой, всем лицом и даже ушами) с безумным взглядом, до застывшего камня горя со всеми непролитыми слезами. Вот он кричит на далека, а в следующее мгновение, отвернувшись, оплакивает свой народ. Эта сцена великолепна. После нее – та, когда Доктор думал, что Роза погибла и после – не радость даже, а скорее злость на самого себя, что он допустил то, что она умерла – пусть даже не по-настоящему на этот раз. Такие проявления эмоций по отношению к человеку говорят очень много сами за себя. И, конечно, не менее сильная эмоционально сцена – Доктор с оружием, обрывающаяся речь – «я не… я не мог…» - он не может сказать Розе, потому что сейчас перед ней – не тот, кто убил весь его народ, а просто странное, запутавшееся существо. И Роза побеждает, становится за его спиной, и Доктор опускает оружие. Потому что весь его народ погиб, но осталась еще она, Роза. Последний и первый его человек. Это серия про темную сторону Доктора, но еще – снова и снова – про него и Розу, про то, как она делала его лучше, про то, как она просто была рядом. И за это я люблю эту серию.
2. Темница Сатаны
Не потому, что эта серия действительно так уж хороша. Просто потому, что это шипперский момент. В общем-то весь второй сезон – шипперский момент, но да не об этом речь… Заюзанные во всех клипах моменты с поцелуем в шлем и объятием в конце, а еще – «передайте Розе… не надо, она и так знает» и то, что Роза упрямо хотела скорее остаться на разваливающейся станции, чем поверить, что Доктор погиб и бросить его. Боже, как я люблю это! Я обожаю то, как они молчат о своих чувствах, никогда не слова – но все их действия, их забота друг о друге, нежелание терять – они говорят больше любых признаний.
И да, действительно красивый момент с полетом в бездну.
3. Не моргай
Да-да, я тут абсолютно не оригинальна. Судя по тому, что я читала, эта серия – вообще абсолютный фаворит зрительских симпатий. Поэтому писать много не буду. Она просто страшная. Нет, не так – СТРАШНАЯ. Тут очень умело играют на страхе, который вызывают самые обыденные вещи. Драконов и вампиров бояться сложнее – они нереальны. Но каждый из нас миллионы раз видел самые разнообразные статуи, да и кому не казались прекрасными ангелы в храмах и на кладбищах? И вот эту обыденную, повседневную вещь наделили ужасающим наполнением, да еще и поставив практически невыполнимое условие – не моргать. Великолепная игра на нервах.
4. Тишина в библиотеке-Лес мертвецов
В общем-то говоря, про эти серии можно сказать то же, что и про предыдущую. Страх обыденного, на этот раз – тени. От теней не скрыться, они повсюду, безликая темная масса. А потом человек начинает отбрасывать две тени – и от него ничего не остается. Живые хищные тени – это очень, очень страшно как факт, а эти скелеты в скафандрах, мертвые, но все еще говорящие люди – жутко с визуалистичной точки зрения. Эти серии держат в напряжении (саспенс, да). Это та еще щекотка нервов, но плюс к этому – необычайно интересная тема выдуманной жизни, жизни во сне, в компьютере, которую проживает Донна и все остальные, «сохраненные» люди. Донне почему-то везет на такие вот параллельные реальности.
5. Винсент и Доктор
Пожалуй, кроме финалки это единственная серия 5 сезона, которая мне действительно понравилась. Там не слишком блестящий монстр, эта серия и рядом не лежит с теми самыми, страшными и сюжетными… но она потрясающе лирична. Тут не Доктор – тут вечная тема художника, который видит и чувствует по-другому, которого считают психом… и который – шанс, которого не бывает – может увидеть свои картины в музее через сто лет и услышать, что о нем говорят. У меня ком в горле был в тот момент, когда Ван Гог стоял спиной к экскурсоводу и слушал. Я плакала вместе с ним. Потрясающе красивая, эмоциональная серия – просто про непростых людей.
6. Полночь
По драматическому накалу это тоже – одна из сильнейших серий для меня. Безобидное путешествие становится катастрофой, и, как водится, людское стадо оборачивается против того, кто лучшее, умнее, умелее – кто мог бы помочь. Их страх и незнание подогревают ярость и агрессию. Это очень, очень человеческие поступки, и искренне жаль Доктора, который столько сделал для них – и вот она, отплата. Страх, ненависть и презрение. Только потому, что он лучше. Стая отвергает тех, кто хоть чуть не похож на нее, и Доктор получает очень болезненное подтверждение этого правила. В экстремальной ситуации проявляются отнюдь не лучшие качества хомо сапиенс… и когда Доктор сидит спиной к своим спутникам и повторяет слова монстра, а те решают выбросить его – страшно смотреть на его лицо. И потом он спрашивает – бортпроводница, как ее звали? Никто не знает. Это серия – квинтессенция всего худшего человеческого, и потому страшна.
7. Поверни налево
История о том, как много зависит от одного маленького решения. Новая реальность, новый мир, в котором из мертвой руки Доктора выпадает его отвертка, и к этому моменту успевает – или скорее не успевает - Роза. Взрослая, повидавшая многое Роза, которой приходится стать одновременно и ангелом-хранителем, и убийцей Донны. Здесь простая девочка Донна, которая так и не встретила Доктора, и жуткий апокалиптический мир, нарисованный с ужасающей скрупулезностью. Коммуналки-бараки-концлагеря, паника-война, мир на грани краха. И все это только потому, что Донна, самая важная женщина во Вселенной, повернула направо. Ей приходиться умереть за эту ошибку. Чтобы мир снова встал на свои места, чтобы Доктор жил – и услышал снова фразу «Злой Волк».
Эта серия, впрочем, оставила у меня много вопросов чисто метафизически-технического, если можно так сказать, плана. Был ли мир Донны альтернативной реальностью, существовал только у нее в голове или действительно перекроил время и пространство? Сидела ли настоящая Донна все время в кресле у гадалки, пока ее разум/копия переживали эту ужасающую реальность, или она снова оказалась в этом кресле, когда все уже было исправлено, а так никакой Донны ни у какой гадалки никогда не существовало? Почему и как Розе оказалось легче пробиться именно в этот мир Донны, не значит ли, что он был одной из множественных проекций, таким себе миром-из-снов, рухнувшим со смертью своего творца? Вопросы, вопросы…
8. Человеческая природа-Семья крови
Я уже писала достаточно подробно об этих сериях… они хороши в первую очередь тем, что заставляют зрителя разрываться между желанием, чтобы все встало на свои места, и сочувствием к Джону Смиту, который знает себя, уверен, что прожил жизнь, а потом ему говорят: ты лишь выдумка, «Матрица имеет тебя», и ему приходиться умереть, пожертвовать собой, своей любовью ради спасения других людей. Это чем-то напоминает регенерации, чем-то – метакризис Десятого, и это очень, очень драматическая серия, потому что нам не дают абстрагироваться от Джона Смита, не дают воспринимать его лишь как маску, не стоящую сочувствия и прикосновения эмоций. Он – стоит всего этого, и он, как и много других людей, умирает, чтобы смог жить Доктор.
9. Пустой ребенок-Доктор танцует
Во-первых, это тоже очень жуткие серии. Очень-очень жуткие, наравне с «Не моргай» и «Тишиной в библиотеке». Во-вторых – Джек. Точнее, не так – трио Доктор-Роза-Джек. Я обожаю их, просто обожаю! Женственная Роза, которая флиртует, раздражая Доктора (и меня как зрителя, болеющего за него), очаровательный Джек, ревнивый Доктор, который, конечно же, ни за что в этом не признается. Тут невероятная палитра этой дружбы-ревности-влюбленности, принадлежности-сродности и игры одновременно. На это можно смотреть бесконечно. Ну и танец, конечно! Ооо, этот танец… и страшно, и смешно, и лирично одновременно – все, как Доктор приписал.
Обещанная топ-девятка (так получилось) моих любимых серий "Доктора". Не в порядке, а просто по мере вспоминания-подсматривания в сети.
многобуков
многобуков