Очень забавно, как последние серии четвертого сезона играют с постулатом «точка зрения зависит от точки сидения». Я не буду упоминать таких мелочей, как печальное «Полночное» путешествие Доктора, но два раза нам дают возможность совершенно иначе воспринять персонажа только потому, что его показывают чужими глазами.
Во второй раз это альт!Десятый, конечно же, и это не так-то просто понять на эмоциональном уровне. Доктор говорит, что он не такой, Роза утверждает, что он не такой, а сам альт!Тен не слишком-то рвется говорить слово в свое оправдание. Вот и получается, что зрительско-шипперское настроение порядочно портит то, что нам не показывают и не разжевывают, что альт!Доктор – все тот же Доктор.
Второй случай – это Роза в Turn Left. Опять же, почитав по интернету, я поняла, что многих напрягло ее явление в концовке сезона. Признаюсь шепотом – меня тоже напрягло по одной простой причине: нам показывают совсем не ту Розу, которую мы знали и любили. А самое смешное то, что Роза не столько изменилась на самом деле, сколько нам показывают, как она изменилась.
В этой серии повествование идет от лица Донны, она же видит Розу. Донна, которая никогда не путешествовала с Доктором и вообще не имеет никакого представления о научной фантастике повседневной жизни путешественников во времени. Первое, что бросается в глаза – Роза значительно поднатаскалась в научно-технических штуках. И за этим следует другое обобщение: Роза больше не задает вопросы, она дает ответы. Принципиально изменилась ее роль, и это пугает. Раньше она была компаньонкой, а теперь сама стала проводницей для Донны. Донне кажется, что Роза знает ответы на все вопросы, более того, она говорит загадками и делает предсказания. Она кажется таким себе мистическим персонажем, уверенно говорит много непонятных вещей, обещает конец света через три недели, предрекает Донне смерть… на этот раз Роза сама стала Ключником, проводником, Белым Кроликом. Но, надо сказать, Кролик из нее довольно зловещий, потому что Страна Чудес в этой альт!вселенной оказывается хтоническим местом. Роза не дает ответов, но Донне кажется, что она знает все, в том числе то, чего сама Донна не знает о себе. Роза кажется Донне тоже в некотором роде alien. Точнее, не так. В этой серии и для Донны, и для зрителей Роза оказывается stranger. Незнакомец, чужак, посторонний. Кто-то не из этого мира. Но не добрый волшебник, а потустороннее существо – «мы приходим из ночи вьюжной, нам от вас ничего не нужно…». Только на несколько коротких моментов прорывается та Роза, которую знают зрители – когда она говорит о своем прошлом с Доктором и когда с улыбкой отвечает на вопрос Донны: «Я не знаю, что это… но так бы сказал Доктор».
Глазами Донны мы не видим человека-Розу, мы видим загадочную незнакомку, инопланетянку, которая знает все обо всех, которая пользуется уважением Юнита, даже не говоря им своего имени, которая открывает Донне страшную тайну ее «невыносимой легкости бытия». Роза уверенная, хладнокровная и загадочная, что тоже немаловажно. Она приходит и уходит всегда в одной и той же одежде, она знает все тайны сущего и то, что должно было бы произойти. Роза просто не кажется человеком, и уж точно – не той восторженной девочкой, которой она была. Вспоминаются слова Джеки: "по улице далекой планеты будет идти Роза Тайлер, но это уже будет не та Роза. Едва ли она вообще будет человеком".
И все потому, что мы видим ее глазами Донны. Сильный ход, не так ли? Роза так и остается для Донны stranger, она даже не называет своего имени, и в самом конце, на Доннино «я же не умру?», она лишь повторяет по-Докторовски – мне очень жаль.
Роза этой реальности хоронит Доктора, Джека и убивает Донну. Она остается совсем одна. И нужна очень большая сила, чтобы продолжать сражаться, чтобы убить эту Донну ради того, чтобы мир стал лучше, чтобы вернулся Доктор и сама, правильная Донна. Традиционный мотив - чтобы вырваться из сна, из иллюзии надо сделать что-то непоправимое. Чаще всего - убить себя. И это безумно страшно и почти легко, потому что за эту ошибку не придется платить. Роза убивает другого человека, и только ли об исправности механизма она говорит, что не знает, сработает ли это? Мне кажется, она не может быть уверенной на все сто. Мы не знаем, что чувствует Роза, когда исчезает после первой встречи с Донной. Мы не знаем, как она на самом деле реагирует на смерть Доктора. Мы не знаем, как она встречалась с Джеком, как добивалась авторитета в Юните и какова была ее реакция, когда она поняла, что должна убить Донну. Мы не знаем этого. Мы лишь вместе с Донной видим эльфоподобное, почти всеведующее существо «из ночи вьюжной», и потому она пугает нас этой своей внутренней холодностью, пустотой, ледяным стержнем внутри – ничего этого никогда не было у Розы.
Быть может, кстати говоря, именно то, через что она прошла, поможет ей лучше понять своего Доктора в синем костюме. Потому что на самом-то деле все эти смерти – не просто так, и если нам кажется, что Роза удивительно спокойно идет к цели, увидев мертвое тело Доктора, зная, что умер Джек – это не так. Более того, как бы там ни было – Роза убила человека, и это тоже просто так не проходит. Донна с трудом вспоминает этот мир, но мне кажется почему-то, что Роза не забудет его просто так.
Юпд: кстати, выходит, именно тут Донна проходит инициацию смертью для становления Доктором Донной.