Дочитала. Рембо как личность разочаровал окончательно, Верлен с самого начала очарования и не вызывал, скорее уж сочувствие и понимание. Еще бы, я не могу не понимать человека, как о нем пишут, двойственного, контрастного. Я могу представить, что было у него в голове.
Одновременно с этим Рембо потерял всякий блеск "мятежного поэта". Да, бывает, что поэт "выплескивает" себя, а потом мельчает - но в том-то и дело, что под конец жизни Рембо не измельчал, скорее уж наоборот - просто в полную силу проявились все его прошлые пороки, которые отнюдь нельзя назвать поэтическими. Автор, еще пытающаяся по ходу повествования придерживаться некоторой объективности, в конце достаточно неодобрительно и однозначно высказывается о Рембо. Возможно, стоило бы поднять вопрос биографической объективности или того, насколько мое впечатление действительно мое, а не навеянное автором книги - но я не буду этого делать, потому что факты и письма Рембо свидетельствуют за себя, и я составила свое мнение об этом еще до того, как прочитала его "подтверждение". Верлен был живым - и как человек, и как поэт. Когда "караюсь, мучусь, але не каюсь" - по крайней мере, не кается в отношении любви. Рембо-человек был мелким, Рембо-поэт - фальшивкой, хоть, безусловно, и гениальным...
Сократ в "Пире" говорит, что влюбленным прощают то, что не прощают другим людям, практически любые подлости, предательство, клятвопреступничество. Но в том-то и дело, что Рембо не был влюбленным. У него нет алиби поэта, которое оправдывает любые человеческие мерзости. Вряд ли он действительно любил хоть кого-то, и это делает его unforgiven - как и эта отталкивающая, опять же, особенно для поэта, страсть к деньгам.