Захотелось сказать еще пару слов по поводу сказочности ДК. Вышло отнюдь не пару, поэтому - под кат.
читать дальшеЕсть такая замечательная и незаслуженно неизвестная писательница Элеонора Раткевич. Ее книжки выходят под жутковатыми фэнтезийными обложками, аннотации поражают воображение старательностью антирекламы – и при этом у нее поразительные рассказы. Ее герои могут проходить сквозь боль, сквозь унижение, но при этом ее тексты изумительно светлы и сказочны в самом лучшем понимании этого слова.
Так вот. Этот маленький экскурс я затеяла не только и не столько ради того, чтобы подспудно прорекламировать любимого писателя, но и для того, чтобы рассказать о следующем: в конце одного из ее сборников размещена рецензия. Найти я ее, увы, не смогла, поэтому передаю смысл своими словами: в наше время, говорит автор, стало очень «модно» превозносить зло. Народ уже привык, что зло – это обязательно что-то крутое и интересное, а положительные герои скучны. Раткевич же в каждой своей книге продолжает доказывать подзабытую почему-то истину: зло всегда мелочно и противно, зло не может быть прекрасным, зло не может быть интересным, и добро должно бороться с ним, и оно должно побеждать.
Сказочная истина, старая истина – но ведь есть в этом правда. Слишком уж люди привыкли к красивому злу, которому все удается и которое куда круче занудных морализаторов, положительных героев.
И «Доктор Кто» - эта та сказка, которая в очередной раз повторяет эту истину: зло не может быть прекрасным, а добро – не просто может, а и должно. И именно поэтому intellegence and romance over brutal force and cinism (с).
В ДК, как и во всякой сказке, есть свое черное и белое. Есть Доктор, который может быть каким угодно, но всегда остается хорошим парнем. Есть далеки и кибермены, «фашисты», безусловное зло, которое не поддается перевоспитанию и, самое главное, не вызывает симпатии. Но зло и не должно вызывать симпатию. Зло под всеми его масками – это именно далеки. Это разрушение, это ненависть, это бесчувственность.
Можно возразить, приведя пример Мастера. Да, он – невероятный, харизматичный, очень многими любимый злодей. Но за злодеем-Мастером наблюдаешь, как за диким зверем, как за королевской коброй – с опаской и, желательно, с большого расстояния и через стекло. Но, когда он сталкивается с Доктором, он не выигрывает – и не только по сюжету, но и в глазах зрителей. Мастер не выглядит в более выгодном свете, чем его «светлая сторона», и зритель никогда не болеет за то, чтобы Доктор проиграл. Сочувствие и симпатию не как зрителя, а как человека, вызывает именно то человеческое, что есть в Мастере – маленький мальчик, которого использовали, который так и не смог подружиться с окружающим миром и который натворил космическое просто количество глупостей ради странной возможности быть рядом со своим единственным другом.
Доктор. У него, конечно, своя темная сторона – но он с ней борется, и потому эта сказка еще и о победе над злом в самом себе. Доктор прекрасен. Я думаю, с этим спорить никто и не будет.
Это сказка о дружбе. Детям ведь на самом деле дружба куда понятнее и ближе, чем какая-то там любовь – и взрослым стоит об этом напоминать. Дружба тоже не бывает вечной, друзья могут просто расходиться, могут ссориться, но дружба – это не биохимическая реакция, это не гормоны и не инстинкты, это – сердце.
Взрослые из болота своих «будничных утренних драм» хотят накала страстей и летящих тарелок. Поэтому и выходит, что любовь не только пихают во все дырки, но и – какую любовь? С этими самыми летящими тарелками, с ревностью, с дымом коромыслом, с расставаниями и схождениями, когда ни один из героев не может разобраться со своими собственными тараканами и заботится куда больше о самом себе, чем о партнере. Именно это почему-то принято считать любовью.
В ДК любовь приобретает свое настоящее, истинное значение, и за это я, пожалуй, благодарна этому сериалу отдельно. Любовь Доктора и Розы – это в первую очередь нежная дружба, это готовность жертвовать своим эгоизмом, по сути, самим собой, не требуя взамен никаких обещаний "до гроба". Эти двое не бьют тарелки, не устраивают разборки, у них единственная «сцена ревности» на все их время вместе, и при этом – кто скажет, что они скучны, и кто скажет, что их расставание в Бухте Злого Волка весит и пробирает меньше, чем расписанные на пару сотен серий страдания-встречи-расставания? Любовь Эми и Рори, на первый взгляд, как раз очень будничная, очень земная, в нее даже не веришь поначалу, настолько они оба не похожи на эти самые сказочные идеалы романтичных влюбленных – но Эми таранит стену, не уверенная, что будет жить, только бы не было мира без Рори, а Рори две тысячи лет сторожит ее гробницу – просто потому, что так ему будет спокойнее. Это настоящая, сказочная, прекрасная любовь – прекрасная этим соединением будничной реалистичности, «парня из соседнего двора» и красоты, которая должна быть в сказке.
Я люблю «Доктор Кто» за то, что он очень по-сказочному возвращает очень реальным вещам их настоящие значения. За то, что Добро здесь прекрасно и интересно, за то, что дружба и любовь – от всего сердца, такие, какими они должны быть, не испорченные.
Захотелось сказать еще пару слов по поводу сказочности ДК. Вышло отнюдь не пару, поэтому - под кат.
читать дальше
читать дальше