Да, я не умею останавливаться вовремя. Да, я таки накропала простыню на тему того, почему я люблю Моффата. И да, предупреждаю: я оставляю комментарии открытыми, только оговорив за собой право не вступать в дискуссии. Без обид. Это не повод для дискуссии, это мой манифест, если угодно.Я никогда не любила научную фантастику. То есть вообще. «Звездные войны» - это исключение, да и то, какая там уж «научная»… никогда не читала книжек про марсиан и космические корабли – мне было скучно. И это было едва ли не основной причиной, почему я так долго откладывала свое знакомство с ДК.
После начала его просмотра меня обуяло странное чувство: фантастика-то да… а вот научная? Какая научная?
Я бы ни за что не полюбила ДК, если бы он был просто сайфаем.
Для меня этот сериал – сказка в декорациях космоса, планет и путешествий во времени и пространстве, к которым за уши притянут псевдо-научный обоснуй. Меня это вполне устраивает.
И Моффат для меня – в первую очередь сказочник. Очень хороший, добрый сказочник, у которого на месте все: маленькая девочка, которая дожидается своего Волшебника, Иван-дурак, который оказывается прекрасным Центурионом, даже свадьба в конце.
После того, как я ознакомилась с лучшим из Дяченко, я окончательно утвердилась в своей мысли касательно Моффата. Дяченко под прикрытием фэнтези рассказывают настоящую Сказку, то же самое делает Моффат – под прикрытием сайфая. Протянутая мысленная рука Клавдия к Ивге в безнадежной попытке вернуть человечность любимому не-человеку – и триумфальное, в Вечность – I remember! не-маленькой девочки Эми. И потому мне плевать на обоснуи, вот честное слово. То есть, может, и не до конца плевать, но – на сайфаевские, с подобием научной логики – точно. Для меня важен обоснуй сказочный, тот самый, где может случиться «обыкновенное чудо» и Медведь не превратится в медведя просто потому, что – Принцесса, быть может, слишком хороша; и девочка Эми силой памяти и любви вернет Рори и Доктора – потому, что – любит, верит.
многоЯ слышала упреки в адрес Моффата по поводу того, что он перекраивает Вселенную под себя. Изменяет законы, по которым этот мир, мир ДК, функционировал раньше. Что Доктор теперь нарушает направо и налево законы времени, и вообще не комильфо… но можете ли вы себе представить, чтобы сериал с такой историей всегда следовал своим законам, не изжил их? Не это ли «ломание» сделал РТД, когда уничтожил, по сути, константу олдскула – Галлифрей и Таймлордов? Он же сделал Доктора из трикстера Спасителем, он перевел на новый уровень его отношения со спутниками, сделав каждого из них – «самым важным», а не просто случайным попутчиком, он, в конце концов, дал Доктору влюбиться. По-моему, по сравнению с этим то, что у Моффата Доктор шастает по собственному таймлайну – это мелочи. Без изменений нет развития. Может быть, я просто не настолько трепетно отношусь к «правилам», в том числе и внутри собственно канона. Если мне нравится, как идет сюжет – я прощу изменения.
Моффат развивает сериал туда, куда ему кажется правильным. Это сериал про путешествие во времени – так почему бы не закрутить сюжет на этих путешествиях? Если уж дается такой козырь – грешно им не пользоваться, ведь путешествие эти – это не просто десять лет вперед/тысячу назад. Время – это такой шар – ну да, вы все помните. Тут, конечно, субъективщина полная, но лично я очень люблю сюжеты с тайми-вайми и реалити-вайми. Еще со времен Макса Фрая люблю, со времен «Энциклопедии мифов» и выяснений, кто кого на самом деле выдумал, трех разных Максов, которые встречаются/сливаются друг с другом, «отщепляясь» на «перекрестках судеб», где одновременно «правдивы» две реальности – я люблю. Понятное дело, эту как раз любовь я привить никому точно не смогу. Но мне кажутся просто потрясающими такие игры с реальностью и временем. И да, мне нравится быть moffucked: меня совсем не напрягает, когда я чего-то не понимаю по ходу сюжета – все понимать скучно (я вот не понимаю тех, кто зацикливается негативно на одном непонятном моменте на фоне общей картины) – зато какой потом кайф, когда кусочки мозаики складываются воедино, одежда в пятой серии объясняется Большим Взрывом в тринадцатой, и ты вспоминаешь, смакуешь малейшие детальки или находишь их заново, наделяешь их смыслом… я вот, знаете, люблю перечитывать или пересматривать дорогие мне вещи по многу раз – как раз потому, что всегда обращаешь внимание на что-то новое. А если ты не просто так обращаешь внимание, а потому, что узнал что-то новое, сценарист дал тебе еще один ключ – мой почет и уважение такому сценаристу.
Ну и о самом главном, быть может. Главное, конечно же, это герои – и я верю им. Всем. Я имею право так сказать, потому что очень долго я не могла принять Одиннадцатого, еще дольше – Эми и Рори. И я помню, как и из чего росла моя любовь к ним.
Эми искренне раздражала меня весь пятый сезон. И я полюбила ее на том самом I remember. Сомневалась еще – может, это единоразовое, а Эми – в самом деле только раздражающая глупая девчонка. Пересмотрела «Зверя внизу», где она – не слишком умная, не слишком чуткая даже (в чем ее любили обвинять на контрасте с Розой) сразу поняла все про Доктора, совсем все, и то их объятие, и решила я для себя – нет, все-таки нет. Все-таки это вот – настоящая Эми. Та самая, хорошая, лучшая – а ведь Доктор из всех своих спутников извлекал лучшее… это вот – ее. И то ее застывшее лицо на пляже в 6.01 – тоже. Этим «я помню тебя», и этим лицом – для меня оправдалась и «плохая» актриса Карен Гиллан, в чью мгновенную смертельную опустошенность после смерти Доктора я поверила, и «глупая» взбалмошная Эми.
Рори раздражал меня не менее люто. Но, помилуйте – римский центурион! Две тысячи лет. И спокойное такое, ровное понимание – Доктора, которого понять достаточно сложно в принципе. Плечо. Без пафосных заявлений, без ожидания Волшебника, который в каком-то смысле ему жизнь подпортил. Просто плечо – потому что Доктор друг. Потому что он делает правильное дело. Потому что они – втроем – вместе – близки. Пусть Доктор и не доверяет им так, как Десятый – своим спутникам, пусть. Они любят друг друга, и потому я не верю, что Моффат не умеет писать отношения.
И уж тем более я не поверю, что он не имеет писать эмоции, потому что – Одиннадцатый.
Для меня Доктор – один. И его регенерация означает лишь то, что изменяется какая-то часть его личности, а все воспоминания, все пережитое – переходит с ним дальше. Регенерации Доктора – как кольца, нанизываемые на стержень, как в детской игрушке. Можно выбрать любое кольцо, желтое, зеленое, синее, но каждое кольцо все равно будет выше предыдущего, иначе в этом нет смысла. Одиннадцатый унаследовал все то, что случилось с Десятым, и об этом я уже говорила не раз – опять же, потому еще, что сама очень долго никак не могла этого понять. Одиннадцатый – тот же Доктор, что и Десятый. Он – кольцо на этом стержне. Он единственно правильный и логичный, потому что не мог, ну никак он не мог сбросить того, через что себя пропустил Десятый – он же раньше. Он нелепый ребенок, он шут, он понятия не имеет, как ему взаимодействовать с миром – потому что он любил мир, так солнечно любил мир, и из этого вышла «Полночь»; он не знает, как взаимодействовать со спутниками, потому что он превратил их в оружие, а они – разбили ему сердце; он не знает, как взаимодействовать с самим собой, потому что – «вина, еще больше вины» - он раньше так хотел, чтобы его любили, а все любившие умерли или ушли – что ему остается еще делать, кроме как строить клоуна да прятать глаза, чтобы, не дай бог, никто другой в эту бездну не взглянул, не дал ему еще один повод для вины?
Моффат для меня – великолепный сказочник. Сказочник запутанных сюжетов и намеков, сказочник полутонов и сказочник всепобеждающей любви. И мне большего от него не надо – за это я его люблю.