Я вчера только пост-фактум обнаружила существование второй серии "Ивана Грозного" и очень оному факту обрадовалась. Соответственно, сегодня уже посмотрела (а по моим меркам это тоже неслабый показатель заинтересованности).
В этом всем все еще очень много от фотографии. Филигранные кадры. Идеальный свет. Идеальная композиция – настолько идеальная, что это бросается в глаза, что можно проследить линии и диагонали, которые этот кадр строят и наполняют – но это все не отвлекает от целостной картинки, только добавляет красоты.
А еще – здесь есть почти потерянный в современном кино и заслэшенном сознании вкус прикосновения. В какой-то момент у меня возникла, признаюсь, дурацкая, но четкая ассоциация с моими, фанонными (хотя и не только) Доктором и Мастером, когда прикосновение двух мужчин значит куда больше, чем просто прикосновение, но и больше, чем простая чувственность. Я не могу не обращать внимания на такие вещи. Есть что-то невозможно правильное здесь об одиночестве, о дружбе, о любви (той самой, о которой Малюта говорит Ивану где-то ближе к началу, ага). В том, как Иван взаимодействует с Федором, с «псом» Малютой – что значат все эти прикосновения, что значит царская ласка и поцелуй в лоб для Малюты, что значит хватка за плечо Федора. Прекрасно ведь, черт возьми. Просто прекрасно.
Федор сам по себе, кстати, тоже.
Оно впечатляюще. И, повторюсь, очень, очень красиво.