Дочитала сегодня "Братьев Карамазовых".
Нет, все-таки пытаться впихивать детям Достоевского в рамках школьной программы - это преступление, увы, остающееся без наказания. Слава богу, что его никто тогда все равно не читает, и я в том числе.
Какой же он все-таки... Достоевский.
Он буквально расчленяет душу героев. На кусочки, на малейшие порывы, разглядывает под микроскопом и каким-то непостижимым образом складывает... да нет, наверное, даже не в цельную картину - потому что едва ли у него есть кто-то, кого в литературе принято называть "цельными личностями" - но в одну картину. Как Библия, которая при всей разнородности держится на одном духе, ага. Вот тут - где-то то же.
Я как pretending-to-be-a-writer с самого начала восхищалась тем, насколько филигранно он сводит, сталкивает противоположности - в одном человеке, в одном диалоге. Насколько же оно не похоже на многое - даже в очень хороших литературах - выхолощенное, "литературное", собственно. Настроения его героев не держатся час, даже и не меняются ежесекундно, скорее - в каждой секунде вмещают в себя иногда и противоположные состояния. В этом почти невозможно узнать себя, потому что редко удается так себя поймать и расчленить, но поэтому оно совсем не-литературно живое.
Отдельное спасибо, конечно, поэме Ивана и вообще всем этим около-религиозным беседам.
Ну и да... еще одно спасибо за Christ-figure Алешу и последние страницы с похоронами и речью перед камнем - на них я честно хлюпала носом.