читать дальшеВо всех трех фильмах Нолана эмоциональный накал все усиливается, и ни тут, ни во втором мне не приходится делать скидку на то, что это "кино по комиксу" или что-то в этом роде - это полноценное, сильное, пусть и экшеновое кино.
Во время просмотра мне периодически вспоминались то "В значит Вендетта" (особенно на сцене шеренг полицейских после того, как их выпустили из-под земли, хотя там смысл и другой), то - совершенно иррационально - ДК (наверное, что-то из периода правления Мастера и путешествия Марты; да и это отчаянное, саморазрушительное желание спасти "свой город" - тоже где-то из той же оперы).
Тут есть идея, вот это вот все про людей, их настоящие сущности, про то, что бывает, если уничтожить существующий порядок - вся эта почти пост-апокалиптическая красота мгновенного падения в средневековье; впрочем, тут мне практически нечего добавить ни к снятому, ни к написанному по теме.
И тут есть персонажи. Живые, страдающие, делающие выбор - и, откровенно говоря, в экшеновском фильме мне большего и не нужно.
Мне нравится Брюс (и Кейн). Он спасает свой город не потому, что должен (не обязательство из-за обстоятельств, имеется в виду), а потому, что это его город. Мне нравится Уилфред, оба полицейских, вообще вся эта компания. Мне все еще иррационально нравится Марион Котийяр (будем говорить здесь про нее). Мне нравится Селина и ее отношения с Брюсом (когда еще стоял вопрос возможного выбора между ней и Мирандой, Кристина предположила, что у Брюса будет по бабе на ипостась; вариант интересный, но тот, который вышел, мне нравится все же больше). Обычно в таких парах чисто физической химии побольше, но они как-то умудрились выдержать нужные пропорции, и, пожалуй, особенно хорошо то, что она его все-таки предала, а он ее так легко простил. (Кстати, сцена избиения Бэтмена Бейном с наблюдающей Селиной смутно напомнила мне кое-что подобное из "Иисус Христос Суперзвезда" с такой вот же зарешеченой клеткой и двумя наблюдяталеями - здесь, правда, и женщина, и предатель в одном лице). То, что Селина откажется помогать, а потом вернется, сомнений вызывать и не могло - классика жанра, хотя штампов было меньше, чем могло бы быть. Правда, про Миранду Кристина вон тоже догадалась.
Наверное, темой этого фильма можно назвать саморазрушение. Здесь вообще есть настоящая боль (хотя если говорить про физическую, на переламывании спины я честно зажмурилась). Брюс здесь - особенно поначалу - совсем старый, потерянный, апатичный (может, поэтому и ассоциации с Доктором), его саморазрушение в какой-то момент умело маскируется под самоотречение (впрочем, меру благородства преуменьшать тоже не стоит). И
Как-то так.