опять про дзен и искусство)Досматривала хронику с Бродским, он мимолетно бросил какую-то фразу, когда говорил о другом дожившем до почтенного возраста поэте, что изящная словесность становится важнее жизни, это - еще одна несовместимость поэзии и просветления: если верить Судзуки, дзен не очень одобрительно относится к словам, языку, ну, то есть, язык - это инструмент, который затуманивает настоящий предмет, посредник, притом посредник весьма мутный, и если "ку-ку" еще передает отдельную птицу, то понятие "кукушка" - уже слабее, а "птица" - почти что и не; в общем, слова если и не вредны, то, по крайней мере, восприниматься должны с осторожностью и никак-никак не могут подменять "реальный" предмет. Ну, вы поняли.
Сегодня подали интересную идею о том, что дзен невозможно достичь, пытаясь отрезать от себя те части личности, уж простите за грубую терминологию, которые этому самому дзену мешают; оно на самом деле так, если воспринимать дзен как единство, то есть, надо осознавать единство в первую очередь в самом себе, и все эти штучки с несуществованием эго... не знаю.
Интересно, может, существует что-то вроде дзен-стрельбы-из-лука для людей искусства?)