Наконец-то дождалась "Франкенштейна" в кинотеатре. Сегодня была версия с Камбербетчем-Виктором.
много лирикиПосле усиленного поглощения Достоевского у меня окончательно (ну, по крайней мере, на данный момент) сформулировалось мое представление об Идеальном Искусстве. Есть вот искусство просто хорошее, есть умное, есть душевное - тьма их есть, этих искусств. Но идеальное-для-меня искусство - это когда удается соединить вместе философию и драму. Это не так-то просто. Есть фильмы и книги философичные или драматичные, есть даже одновременно эмоциональные и умные, но вот философия и драма вместе - большая редкость.
Я смотрела версию "Франкенштейна" с Камбербетчем-Созданием в ужасном пиратском качестве, на телефоне, и оно даже тогда показалось мне очень впечатляющим - но все же нельзя сравнивать это и большой экран почти с "эффектом присутствия" в театре. Сейчас я с чистой совестью готова сказать, что это - произведение именно такого Идеального Искусства, говорить про которое пришлось до того, чтобы это походило на связный пост, а не вопли о том, как это идеально.
Изумительно то, что туда намешали не просто "философию" и "драму", а черт знает сколько пластов, начиная от очевидных и проговариваемых, но оттого не менее задумчивых библейских мотивов, через человеческую природу со всеми ее предубеждениями и злом, к щедро рассыпанным мелочам и социальным проблемам вроде "женского вопроса" или отношения к людям с ограниченными возможностями.
Скорее всего, оригинальная история была более "дидактична" в смысле "смотрите, к чему ведет ваш прогресс, когда человек пытается уподобиться Богу". Здесь о прогрессе как раз речь идет меньше всего, скорее уж - вполне по Достоевскому - о человекобоге; вот только, как по мне, не только и не столько Виктор ведет диалог с Богом, пытаясь уподобиться ему творением из ничего, сколько Создание - куда более человечное во многих смыслах, чем полученный, так сказать, естественным путем человек Виктор - говорит со своим Богом.
Бог создает человека как эксперимент, ужасается делу рук своих и оставляет его на произвол судьбы - а потом приходит, вновь ужасается и пытается уничтожить свое творение (да, это действительно очень похоже на пересказ Ветхого Завета). Но творение хочет жить; творение, в отличие от Бога, умеет и хочет любить. Творение убивает Бога (машет рукой Ницше и рыдает на Северном Полюсе), и не знает, как быть без него. А, получив обратно, уже не может и не будет говорить о любви к нему - только "вперед", все дальше и дальше, потому что и у Бога-то другой цели нет и быть не может.
Существо куда более человечно. Оно учится быть злым, оно учится жестокости, оно одиноко, буквально "заброшено в бытие" (привет, экзистенциалисты), и оно при этом умеет любить. За "зачем мне с тобой говорить? - потому что я твоя невеста? - значит, нам надо говорить, да?" - Виктора очень весело наблюдать поначалу (особенно, да, в версии, где его играет Камбербетч, ибо в эти моменты Виктор представляется таким себе доведенным до логичного и жутковатого завершения Шерлоком, у которого так и не появилось друзей, за которых - пусть даже фейково - стоило бы прыгнуть с крыши). Но на самом деле все куда хуже, конечно же; и, тем не менее, хотя Виктор и не "человечен" ни в малейшей степени, все его порывы тоже понятны - он Творец.
Те разговоры, которые Существо и Виктор ведут поначалу - это то, что сказал бы человек, встреться он вдруг с Богом, и прямое цитирование "почему ты покинул меня" - это уже просто завершающий штрих. Очень легко представить себе, что где-то там Бог точно так же поступил с человечеством - и точно так же отвечал бы на эти вопросы; "это был лишь эксперимент", "у тебя есть душа?" (и здесь вновь вступает Достоевский с манерой буквально выковыривать человека из человеческого существа, ставя его в наиболее драматичные, отвратительные, унижающие, уничтожающие ситуации).
Эта сцена под конец, до того, как вновь возобновилась гонка, когда Существо говорит о своей любви, и что в их противоборстве Существо познало любовь, а Творец - ненависть - это один из самых прекрасных в драматичном смысле моментов, которые только можно придумать.
В смысле постановки как спецэффектов, декораций и всего прочего я даже не знаю, что сказать, потому что все действительно идеально.
В смысле каста: насколько я помню по пиратке, пластика у Камбербетча-Существа все же была, ну, пластичнее - если говорить про эти вот первые пять минут рождения и "становления". Но это, пожалуй, единственное, к чему хочется "придраться", потому что в остальном оба прекрасны.
Я очень рада, что до нас все-таки довезли и вторую версию, и 24 будет она. Давно я не была под таким впечатлением от произведения искусства.
Франкенштейн (1)
Наконец-то дождалась "Франкенштейна" в кинотеатре. Сегодня была версия с Камбербетчем-Виктором.
много лирики
много лирики