ревоюционные рефлексии, загірні комуни и совестьМоя подруга как-то высказалась о Майдане, что это все проявления ресентимента и «русского духа» – приблизительно в том смысле, как это понимает Бердяев в «Русской идее» и «Истоках и смысле русского коммунизма» – как некий иррациональный порыв к «всему хорошему», который мало имеет общего с нормальными «европейскими» митингами за, например, конкретные права каких-нибудь конкретных меньшинств или еще какие-то полезные вещи.
Сегодня, недели две спустя после того, как это было написано, я имела разговор о Майдане с другой своей подругой, который заставил меня задуматься о том, что проблема Майдана как раз в том, что ему не хватает бердяевского «русского духа», вот этого вот порыва к Царству Божьему, в раю ли или в загірній комуні.
Мы поговорили о том, что риторика Майдана вряд ли должна звучать привлекательно для – вот даже не знаю, как сформулировать, чтобы никого не обидеть – «типичного восточноукраинца»? Если что, я сама оттуда и прекрасно знаю, там не все однородно, но давайте возьмем какой-нибудь усредненный образ вроде тех людей, которых из моего родного города сегодня арендованым поездом отправляли в Киев на анти-майдан Майдан с «благословения» мэра-регионала.
Так вот, кроме «героям слава», я не слышала ничего, что могло бы нести какие-либо даже отдаленно негативные коннотации. И поэтому в моем представлении «типичный восточноукраинский» (еще раз подчеркиваю, что я беру образ-страшилку, которая, увы, соответствует части действительности) – это либо кто-то очень мажорный, для кого «лучше приезжать в Европу туристом с деньгами, а не бедным родственником»; либо кто-то, наоборот, не очень обеспеченный, но очень и очень консервативный, кто боится любых перемен и держится за свое «плохое», ибо боится, что будет еще хуже. Я не знаю, какая риторика из имеющейся может не устраивать таких людей – я говорю именно про посыл, а не про «политику» – потому что, если посыл «детей бить нехорошо» или там «права человека превыше всего» их не убеждает, то я больше не знаю, что им можно говорить.
Другое дело – интеллигенция, студенчество, вроде меня, и прочие милые люди, которых можно вдохновить на благое дело «ценностями», в том числе европейскими, правами человека, и прочим «всем хорошим».
Из меня обычно хреновый истинноверующий, о чем бы ни шла речь. У меня лично этого – «русского духа» – не хватает. Он заменяется вполне себе «протестантской этикой» с ее индивидуализмом, ответственностью за себя, самостоятельным принятием решений, трезвомыслием – но и личной выгодой. Обычно это, по крайней мере, неплохо – но это совсем не то, что нужно революции.
Когда были перекрыты центральные станции метро, часть меня раздражалась, что мне приходится добираться в нужное мне место (на йогу, на всякий случай) в огромной толчее, а часть – радовалась, потому что, кроме масштабных воскресных митингов, это был едва ли не первый раз, когда Майдан проник в город. Когда стало ощутимо его присутствие.
Меня бесит то, что Майдан и Киев сосуществуют практически в параллельных мирах. Меня ужасно это бесит. Если это действительно революция, весь Киев должен был бы встать. Об этом пытались говорить, но этого не смогли и вряд ли смогут сделать. Все, кто поддерживает Майдан – а таких больше, чем те, кто там действительно стоит – должны были бы плюнуть на свои уютненькие жизни и сделать то, во что верят.
И дело не в «конкретном плане», которого нет у оппозиции, не в том, что непонятно, кого садить во власть, а в том, что никто не может пообещать Царства Божьего – и потому «истинноверующих» куда меньше, чем нужно.
Я уже как-то пошутила о себе, что я – по аналогии с «праздничным христианином» – «праздничный евромайдановец». Хожу на воскресные митинги, или когда что-то случается, или когда есть время, а в последнюю неделю его не было, потому что «институт, экзамены, сессия», спасибо большое, как сказал бы Бильбо, мне надо учиться.
Я не раз писала о том, что мое присутствие на Майдане – это дело совести, что нечестно было бы поддерживать его, но при этом не голосовать хотя бы ногами, если уж ничего другого я сделать не могу. Но, если быть до конца последовательной, то, что я появляюсь там время от времени, когда нет никаких важных (или просто интересных) дел – это немногим лучше, чем если бы я не ходила туда вообще. Настоящие вот «праздничные христиане», например, вызывают во мне чувства по меньшей снисходительные – но чем я лучше их?
Эта моя подруга сказала сначала, что она боится – и титушкив, и просто толпы, и этого я понять не могу. Честно говоря, вечером во дворах по дороге к дому куда страшнее, чем на Майдане. Но потом она сказала еще где-то следующее: для власти, если я не приду в универ, негативных последствий не будет никаких, а вот для меня самой – будут, и я говорю не про «санкции», а про знания, оценки, диплом. В общем, то, ради чего в универ и ходят.
И да, черт возьми, я не могу с этим не согласиться. И я – как, думаю, и многие другие – думаю: людей там и так хватает; революция эта рано или поздно закончится, а вот мне оставаться с моими знаниями/оценками/тестом по немецкому и вообще тем, что я готовлю себе на будущее.
Если бы там действительно был «русский дух», если бы это действительно была революция, а не просто – не знаю, масштабный митинг? – этого не должно было быть. Универы, метро, предприятия – не должны были работать – как минимум в Киеве, как минимум день-два, если нельзя дольше. Я не должна была бы выбирать время для гражданской позиции между сессией, немецким и йогой.
Не знаю толком, к чему я это. То ли к диалектическим тонкостям моих с совестью отношений, то ли к тому, что революция стала бы революцией и победила бы не в том случае, если бы у нее был конкретный план, о чем постоянно болтают, а если бы «I have a dream» было достаточно сильно, если бы «европейские ценности», права человека и все то, за что люди там стоят, смогло бы стать – хотя бы для имеющихся приверженцев, а большего и не надо – загірною комуною достаточно для того, чтобы заставить каждого хотя бы ненадолго наплевать на свои уютные жизни.
Еще, кстати, я посмотрела 1.10-11 Элементари и у меня - в связи с вышенаписанным - появились некоторые мысли по поводу типичной нынче оппозиции «рациональность vs мораль», но это совсем другая история. Или наоборот – слишком уже эта.