Всего, что убрали из книги, мне очень не хватало. Но почти все, что добавили, было так или иначе уместно (кроме одной, на мой вкус, слишком подробной батальной сцены), и в некоторых местах так или иначе затыкало провисания книжкой логики. Например, как и грозились товарищи в интервью, было объяснено, зачем же в походе Бильбо, чем так важен Аркенстоун – кроме того, что цаца красивая (хотя это вызвало следующий ряд вопросов) – и еще несколько моментов.
Торин
Бильбо невероятная няша, и еще больший молодец, чем было раньше. Хотя мне и не совсем нравится то, что более активное, чем в книге, развитие темы Кольца заставляет задумываться, а не присутствует ли в его «великих» деяниях частичка влияния от Кольца.
Плюс, с тем, как раскрутили тему Аркенстоуна, я слабо представляю теперь, как Бильбо может его украсть (не то, когда он его передавал врагам, а когда просто заначил). Как по мне, либо он сразу должен его забирать, чтобы обменять, либо, если нет, то, в зависимости от показанных мотиваций, он будет выглядеть или, мм, куда менее приятно, чем в книге, или наоборот – окажется с полной охапкой благородных намерений с самого начала.
Барда, на мой вкус, было слишком много, и он слишком «типичный герой», чтобы это было оправданным. А вот Тауриель все-таки понравилась. Перегибов на местах почти не было, она не отвлекала на себя слишком много внимания и, в общем, не казалась неуместной.
Трейлеры, кстати, не то, чем кажется. Показываемые в них куски вырванными из контекста кажутся или более важными, чем есть на самом деле, или несут несколько другую эмоциональную нагрузку.
Фильм действительно мрачнее предыдущего – и уж тем более куда мрачнее книги, особенно если учесть, что выпилены оказались почти все те куски, которые добавляли не просто атмосферу, а атмосферу неторопливости, сказочности и некоторой даже безалаберности. Тут все очень всерьез. Дополнительные проблемы, поднятые в связи с тем, идти ли в Гору, линия Гэндальфа и вообще финальный кусок как-то… нагнетающи. Мне сложно сказать, как это выглядит для тех, кто не читал книжки, но для меня последние полчаса где-то начали плавно втекать в русло третьего фильма со старым-добрым скандинавским роком и прочими болью-тленом-безысходностью.
очень спойлерно. разбор полетов отдельных персонажей-сценВ частях с Беорном и Мирквуде мне очень не хватило вот этой книжной, с одной стороны, неспешности, с другой – в Мирквуде – нагнетания обстановки. Я понимаю, что это все мало-кинематографично, что в фильме нельзя было бы пересказывать Беорну все их похождения, пока гномы подходили бы по одному (с другой стороны, повешать лапшу на уши и разделить хотя бы на пару групп можно было), и что устроить компании полноценные галлюцинации и блуждание по кругу – более верный способ, чем убить как минимум полчаса экранного времени на мрачную монотонность, которой на самом деле был Мирквуд. Чего я, впрочем, не поняла, так это почему нельзя было сохранить а) каноничный способ столкновения с эльфами, б) историю с Бомбуром и рекой, в) каноничную «потерю» Торина и г) разговор с Трандуилом «мы были голодны, мы искали помощи» и прочие игры в партизан. Точнее, на последнее есть ответ, что было бы меньше возможности развернуться ПАФОСУ Трандуила, но по этому поводу я бы как раз не сильно переживала.
Лавстори Кили и Тауриель, как ни странно, оказалась неплоха, вот только торчащие неподалеку уши Леголаса все-таки лишние. И битва с орками вокруг бочкокатательства, как на мой вкус, слишком длинная.
По сравнению с первым фильмом мне как любителю психологий-драм было не так уж много возможностей поживиться, но они были, и вы, конечно же, знаете, кто у нас главный трагический герой, владелец поистине королевского выводка тараканов, противоречащих друг другу порывов, комплекса мессии и наследственной шизофрении заодно.
Что забавно, самым интересным с психологической точки зрения стало не то, что пугало в трейлерах, а момент с, этим вот, как в том анекдоте «а, не получилось», оно же «шеф, все пропало», когда вход в гору не захотел находиться, когда от него этого ждали. Можно считать, что именно с этого понеслась эмоциональная, интеллектуальная и вообще всяческая нестабильность Торина. Там очень любопытно обыграли «вопрос веры»: в Озерном городе Торин обвинял противников квеста в маловерии (что, если бы не подкреплялось слишком большим упором на золото, могло бы сделать его позицию более выигрышной и благородной по сравнению с Бардом); когда же оказалось, что не все так просто, единственным «верующим» остался Бильбо, которому, как мы понимаем, сам по себе квест почти что побоку, никаких теплых чувств к Горе он не питает, да и золотой лихорадкой заразиться еще не успел. Конечно, чисто по-человечески можно понять отчаяние Торина, ведь именно он больше всего вбухал нервов и усилий, и потому наиболее сильное разочарование понятно, но он настолько быстро впадает именно в это вот смиренное отчаяние, без – казалось бы, более характерной для него – злости и попыток побиться головой об стенку, авось откроется, что начинаешь понимать, что в королевском омуте водятся не только черти, а и – как раз выводящая на третий фильм – большая, увесистая, безнадежная такая готовность проиграть вообще, бесповоротно (особенно, конечно, порадовало почти детски-обиженное разбрасывание волшебным ключиком), что только подкрепляется разрекламированным уже if this is to end in fire, которое оказывается вполне себе инструкцией к действию, а не только «ради красного словца».
По сравнению с трейлером разговор с Балином насчет «рискнуть квестом ради жизни одного вора» оказался не так страшен, как было намалевано. И быстро наступившая бегалка и взаимоспасалка даже почти перекрыла этот момент с угрозой Бильбо мечом (почти). Но общая логика поведения Торина, конечно, заставляет хвататься за голову: я не рискну ради одного вора (будто им есть, на что надеяться, если дракон проснулся, а Бильбо погиб), потом таки ломанусь спасать (и на том спасибо, думаю я как зритель), потом поугрожаю мечом, потом продолжу спасать, причем уже не интересуясь тем, что дело приняло действительно самоубийственный для всех оборот. Молодец, Торин, что скажешь.
Решение оставить Кили в Эсгароте чисто эмоционально (особенно с точки зрения Кили-Фили) выглядит, конечно, тоже тиранией и произволом – особенно если учесть, что Торин почти дословно говорит «я не рискну квестом ради …» (это, кстати, несколько и смягчило ту же фразу, сказанную по отношению к Бильбо), но, вообще-то, это действительно было логично, и в тот момент это было не только «не рискну квестом», а и «не рискну племянником».
В этих бегалках со Смаугом мне не хватило опять же атмосферно-каноничного унылого сидения в тоннеле под огненным обстрелом и полным незнанием того, там еще дракон или нет. Но, с другой стороны, в книжке было четкое впечатление, что гномы слишком понадеялись на то, что Смауг тихо умер сам по себе, и потому понятия не имели, что с ним сделать, если он не окажет им такой любезности. Здесь, конечно, тоже, но вот эти как раз бегалки и попытки самостоятельно справиться с драконом кажутся мне более логичными в смысле того, что гномы не просто так сидели и ждали, пока случится чудо и Смауг умрет не то от старости, не то от смеха. Торин заслужил в этом деле отдельные лучи любви за обзывательства Смауга, заставившие вспомнить Маугли: «а еще он назвал тебя земляным червяком!»
В общем, фильм окончательно развился в какую-то свою отдельную вселенную, которую книжку не столько иллюстрирует, сколько дополняет. Невозможность увидеть некоторые интересные книжные моменты в кино очень расстраивает, но, если смириться с тем, что лучше эти моменты перечитать, а в фильме получать удовольствие от «параллельно-вселенности», то все отлично.
обзорщикам