Принцип разделения, куда более фундаментальный и всеохватывающий, чем всякие инь-ян, небесное-земное, светлое-темное – это дихотомия Света и Тепла. Они не отрицают друг друга и не взаимоисключают, и именно поэтому найти то или другое в тех или иных сочетаниях можно в куда большем количестве явлений и людей.
читать дальшеНапример, быть светлым или теплым может счастье. Счастье светлое – это, например, когда идешь по улице, слушаешь музыку, дует легкий ветерок, и тебе вдруг становится невероятно свободно и просторно, будто и ты сам – тоже ветер, и все твои проблемы – на самом деле поверхностные, проходящие, а с тобой и миром все правильно, именно так, как должно быть. Это счастье бытия. Счастье теплое же – это счастье со-бытия, потому что испытать его можно, когда обнимаешь друга после долгой разлуки, или когда просыпаешься в постели любимого человека, воскресенье, никуда не надо идти, солнце пятнами на обоях, и ты переполнен любовью, нежностью, радостью – собственно, теплом, которым, к тому же, хочется поделиться.
Вот так вот есть и люди – Свет и Тепло – хотя, конечно же, это не исчерпывает всех возможностей того, кем и чем могут быть люди, да и чистые эти типы не так уж часты.
Самое главное и важное, что можно сказать про Свет – он просто есть. Просто быть – это его глубинная, онтологическая характеристика, его сущность. Свет не то чтобы холодный, но он и не греет (это уже дело Тепла), он сосуществует с вещами, освещает их, соприкасается с ними, но на самом деле глубинно равнодушен к ним. Вещи проявляются под его лучами, Свет способен вскрывать самую их сущность (в этом никто не заменит человека-Свет), и сам он тоже проявляется «на фоне» этих вещей. Но Свет бесплотен и неуловим – в отличие от вещей – он всегда проходит по касательной, никогда ни с чем не смешивается, не вступает в настоящее взаимодействие – и поэтому с вещами (и другими людьми) человек-Свет сосуществует всегда как бы на немножко разных уровнях, в разных плоскостях. Человек-Свет никогда и ни в чем не теряет своей подлинности, но он не способен на настоящее взаимодействие, он всегда чуточку вне мира вещей, людей и событий. Он будет светить вне зависимости от того, будет ли ему, что освещать, и если да, то что именно. Свет просто есть.
Тепло можно представить себе как резервуар с раскаленной лавой в недрах земли. Если свет везде и нигде одновременно, он распространяется, то Тепло имеет определенную форму, плотность и насыщенность, оно – замкнутая система, тогда как Свет – разомкнутая. В то же время Тепло способно по-настоящему и на одном уровне взаимодействовать с тем, что его окружает. Оно сообщает свое тепло окружению. Если Свет равнодушен, то Тепло самодостаточно, потому что ему нравится делиться, нравится согревать, но оно неуязвимо ввиду своей целостности. Человек-Тепло по-настоящему и с удовольствием общается с другими людьми, организует пространство, он дружит, любит и заботится, он вникает и проникает, и, обладая полнотой, изобилием, он делится тем, что он есть. Человек-Свет освещает, пронзает, вскрывает глубины, противится фальши и проявляет истинную сущность, но при этом сам скользит по поверхности; человек-Тепло же позволяет по-настоящему быть рядом, взаимодействие с ним – это не внезапный удар, но всегда притирка, в каком-то смысле срастание – с ним можно быть по-настоящему близким.
Для человека бытие Светом или Теплом – это уровень глубинный, онтологический, уровень максимальной полноты, реализации идеи «Я», которое таким образом переходит в «я есть Брахман» – там просто не может что-то быть неправильно или ущербно. Но, помимо этого, человек существует – в грубом приближении – еще как минимум на двух уровнях. Средний, промежуточный, можно условно определить как уровень бессознательного; самый поверхностный, наносной, неподлинный, но при этом находящийся в повседневном употреблении и чаще всего ассоциирующийся (зря) с «собой» – это уровень эмпирического эго. Идеал – в целостности этих слоев, добиться чего возможно, если каждый из них реализует соответственно свою идею и свою полноту.
На более поверхностных уровнях, происходят жизнь, динамика, развитие – но там как раз возникают проблемы, значительная часть которых порождена тем, что человек зацикливается на эмпирическом эго и начинает считать, что его «Я» к нему сводится.
На верхних уровнях у Света и Тепла специфические проблемы. Главная опасность для Света – это скука, для Тепла – перегрев.
Поскольку онтологическая природа Света такова, что он просто есть и он глубинно равнодушен, Свет может отказаться играть в те игры, которые ведутся на среднем и поверхностном слоях и попытаться остаться Светом везде – то есть, протащить свое равнодушие, свое всепроникновение и ни-к-кому-не-прикосновение на верхние уровни, на уровни реального сожительства с людьми, принятия и реализации решений. Таким образом Свет сохраняет свою подлинность, за что его безусловно ценят, но при этом он ограничивает сам себя, ибо по-настоящему интересно становится, только если играть по правилам, если давать телу быть телом, если переживать и сопереживать, если быть с людьми, если творить. Глубинный уровень – это бытие, но уровни верхние – это жизнь. Свет не живет, он продолжает просто быть, и потому для других людей он одновременно необходим и чужд, а для себя – скучен, ведь, если глубинному «Я» и не нужно ничего, кроме как быть, то человек, который каждое утро просыпается в своей кровати, делает какие-то дела, общается с другими людьми, никак не может просто быть и не ощущать при этом ужасной скуки.
С Теплом же все чуточку очевиднее: на среднем уровне с ним случаются пересыхания, перегорания, ржавчина, излишнее трение и сухость. Если разогретую землю не поливать, она может превратиться в пустыню, если Тепло не выпускать из резервуара, резервуар взорвется. Человеку-Теплу может грозить эмоциональная невоздержанность, навязчивость в заботе, излишняя импульсивность («горячечность»). Самые поверхностные, внешние проблемы Тепла – это копоть на резервуаре, и решаются они обычно сами собой. А вот перегрев нужно предотвращать, и на эмпирическом уровне для таких людей забота о других, супруг(а), куча детей, большая собака, десяток друзей и еще какой-нибудь бурный активизм – это просто соблюдение техники безопасности: Тепло всегда имеется в избытке, и избыток этот нужно реализовывать.
Про Свет и Тепло
Принцип разделения, куда более фундаментальный и всеохватывающий, чем всякие инь-ян, небесное-земное, светлое-темное – это дихотомия Света и Тепла. Они не отрицают друг друга и не взаимоисключают, и именно поэтому найти то или другое в тех или иных сочетаниях можно в куда большем количестве явлений и людей.
читать дальше
читать дальше