По наводке Amy Benson прочитала вот эту вот заметку, и, дойдя до той части, где говорится об отношении Доктора к людям: их жизнь – горсть песка во вселенной, где все планеты – Татуин, и при этом они все еще имеют значение, подумала, что – с моей колокольни – это может быть едва ли не самый важный (и близкий мне) посыл ДК, касающийся отнюдь не только ценности человеческой жизни.
Автор говорит: Доктор делает все, чтобы спасти всех, и при этом как никакой другой герой знает, что люди – рано или поздно – все равно умирают. Все заканчивается, битвы проигрываются, звезды сгорают, но это не приводит к смирению или отказу от борьбы.
Доктор знает, что все умрут, и при этом каждая жизнь ценна.
Или, если расширить эту мысль: все бессмысленно, и при этом (и частично именно поэтому) все имеет смысл.
(Это тоже, по большому счету, то вот – ради Толстой Тети).
И оказывается, что это история о преодолении абсурда, бессмысленности.
У Камю с его Сизифом рецепт смысла жизни «понимать, что смысла нет, и при этом гнуть свою линию» звучит, честно говоря, не то чтобы убедительно – быть может, потому, что слишком рассудочно, выхолощено. Но, в общем-то, он прав; один из рецептов осмысления заключается в том, чтобы жить и делать что-то ради Толстой Тети, чтобы четко понимать – как это происходит для Доктора – что все умрут, и Вселенная умрет, и каждый спутник уйдет, и каждое чувство будет потеряно, а далеки вновь вернутся, а тебя самого вновь не станет – и при этом продолжать так, будто все это обладает окончательным значением, и спасенный человек будет жить вечно (и прекрасно), и в каждой новой встрече – ответы на все вопросы жизни, вселенной и всего такого. Просто потому что так оно действительно и есть, и только в мелочах есть смысл искать смысл (простите за тавтологию хд), ибо где же его еще искать тогда; и нет никакого ответа, кроме вечного стояния на одной ноге в центре дихотомии «все умрут – но все должны жить», «все не имеет значения – значение имеет все».