«Тайная история» Тартт оставила двойственное впечатление. С одной стороны, это увлекательная, неплохо написанная, добротная книжка. С другой – не могу отделаться от чувства, что она не дотянулась до собственной планки, не оправдала тех ожиданий, которые сама же во мне и вызвала. Знаете, как бывает, когда знакомишься с человеком, и он что-то такое говорит, из-за чего кажется страшно умным и интересным, а потом, узнавая его получше, разочаровываешься, понимая, что весь этот ум и интересность довольно поверхностны? Вот так и тут. Есть фикшен, от которого ничего и не ожидаешь, и поэтому читаешь с удовольствием и без когнитивного диссонанса. Тут же весь этот древнегреческий антураж, цитаты из Платона и рассуждения вроде «именно мысль об утрате контроля больше всего притягивает людей, привыкших постоянно себя контролировать, людей, подобных нам самим» заставили ожидать чего-то вроде «Волхва» Фаулза, какого-то сложносочиненного сюжета, лютого постмодерна с блэкджеком и Древней Грецией, или там психоаналитических драм – и когда в конце концов оказалось, что это не так, осталось некоторое чувство разочарования. Даже «вакханалия», хоть и сюжетообразующая, остается будто ни к месту – она вот как раз отвечает моим представления о том, чем должна была быть эта история, а вот сама история – нет.
Что понравилось – вот это ощущение распада группы, постепенного усиления трения углов, разочарования в Генри и Джулиане (хотя и это все могло быть тоньше). А в остальном – возвращаюсь к началу – книга одновременно понравилась и разочаровала.