Сначала о плохом.
Сериал получил мой личный приз за самые неубедительные переходы на темную сторону. Я понимаю, почему Моргана была зла на Утера, окей - но все остальные? Чисто теоретически я могу представить, что чувство отчуждения на фоне «я не такой как все» способно привести человека к ожесточению, но в сериале с достаточной достоверностью эта трансформация прослежена не была. Вот у нас милая девочка, у которой хорошие отношения с большинством близких, а потом практически из ниоткуда она ненавидит всех сразу и одержима идеей заполучить трон - ну не верю я.
Мне не хватило драмы, и вот в этом смысле тот же «Робин Гуд» выигрывает. При
В удачные сюжетные ходы готова зачислить линию Мордреда - не столько его тоже не слишком убедительный переход на ТС, как динамику отношений с Артуром и Мерлином - и особенно метания последнего и его попытка на протяжении всех сезонов решить, что же ему делать с человеком, который сам по себе сейчас хороший, но должен в будущем сделать что-то очень плохое. Я люблю Мерлина за то, что он все-таки в последний момент помог мелкому Мордреду сбежать, не дал умереть. И печально - и на удивление хорошо прописано - то, что в конце концов, по сути, как раз Мерлин оказался виноват в том, что Мордред все-таки исполнил свою предназначение.
И теперь о самом хорошем.
Мерлин очень нравится мне сам по себе. Он напоминает хоббита в их лучших проявлениях, вот в том самом «if more of us valued food and cheer and song...». Трепет перед артуровским светлым будущим сочетается в нем со способностью пошутить, снизить тон. Он как бы приземленный в хорошем смысле: пока Артур и всякие благородные рыцари рвут на себе рубашки и сыплют речами про честь, долг и судьбы родины, Мерлин просто делает что-то полезное, причем это с равным успехом может быть спасение магией всего королевства и приготовление обеда. В его случае нельзя сказать, как с Бильбо, что он другой ментальности, если не эпохи, и потому выпадает из всех этих вассально-сениориальных отношений и верноподданических чувств, у него это все вроде как есть - и все же у него это больше обусловлено личной любовью к Артуру.
Эта любовь - это второе (а, быть может, и первое) хорошее, что есть в сериале. Ее много, этой любви, она, по большому счету, безусловная, не требующая ничего взамен, очень теплая. Это как бы идеальная любовь, возникающая не от недостатка, а от избытка. Мне часто казалось, что Артур не заслуживает такого отношения, но в каком-то смысле в этом и есть суть. То, что за весь сериал Мерлин ни разу по-настоящему не обиделся, не чувствовал себя недооцененным - это упущение для сюжета, для драмы, но это тоже характеристика Мерлина, его внутренней силы, доброты. «Ведь любящий божественнее любимого, потому что вдохновлён богом» и все такое. И (как и в случае хотя бы даже с Торином и Бильбо разлива «Битвы») здесь абсолютно не имеет значения, романтическая это любовь или нет - а такой расклад всегда подкупает меня с потрохами. В принципе мало вещей в искусстве подкупают так, как убедительно переданная любовь, и в Мерлине ее действительно очень много.
И, если вдруг кто-то желает порекомендовать мне фичков, я вся внимание. Я, конечно, уже посмотрела в светлые очи ао3, но, когда опоздал к фандому как минимум на три года, выловить среди бескрайнего моря текстов то, что стоит читать, уже почти невозможно.