Пока нормальные люди смотрят всякие хорошие новые сериалы, я посмотрела «Мерлина».
Сначала о плохом.
Сериал получил мой личный приз за самые неубедительные переходы на темную сторону. Я понимаю, почему Моргана была зла на Утера, окей - но все остальные? Чисто теоретически я могу представить, что чувство отчуждения на фоне «я не такой как все» способно привести человека к ожесточению, но в сериале с достаточной достоверностью эта трансформация прослежена не была. Вот у нас милая девочка, у которой хорошие отношения с большинством близких, а потом практически из ниоткуда она ненавидит всех сразу и одержима идеей заполучить трон - ну не верю я.
Мне не хватило драмы, и вот в этом смысле тот же «Робин Гуд» выигрывает. При говняных сценариях весьма сомнительной средней температуре по повествованию там умудрились создать несколько очень сильных драматических линий (и одного, сами знаете какого, персонажа), на которых, в общем, все и держится. В «Мерлине» уровень сценариев куда лучше в целом, но при этом не хватает каких-то крючков (я куда больше вовлекаюсь в персонажей и происходящее, если есть, над чем порыдать)). Самое смешное, что возможности тут был велики, но ими не воспользовались. Больше всего жаль (и удивительно), что не исследовали потенциально самую болезненную тему и не попытались расстроить отношения Мерлина с Артуром. Где вы видели произведения, где друзья ни разу не поссорились, чтобы потом воссоединиться, рыдая друг у друга на плече? Можно было, например, произвести магический каминг-аут хотя бы на пару серий раньше и заставить их налаживать личные и рабочие отношения с учетом этого (вот эти вот пять минут артуровского «уйди, противный» звучат просто несерьезно со смертного одра - всем и так понятно, что помирятся). А еще лучше было бы, если бы Артур опять выкинул какую-нибудь эгоистичную глупость и мерлиновская чаша бескорыстности и долготерпения хоть раз переполнилась - о, сколько вкусного ангста можно было бы наснимать. Опять же всякие мелочи вроде того, что на Гвен пришлось надевать браслет с чарами, чтобы вспыхнул олд флейм к зомби-Ланселоту - не то чтобы я была большим фанатом «серьезных» любовных треугольников, но хотя бы из уважения к канону могли бы как-то убедительнее потыкать палочкой в это вот все (не говоря уже о том, что химия у Артура и Гвен вообще никакая, я бы скорее Гвен с Морганой шипнула).

В удачные сюжетные ходы готова зачислить линию Мордреда - не столько его тоже не слишком убедительный переход на ТС, как динамику отношений с Артуром и Мерлином - и особенно метания последнего и его попытка на протяжении всех сезонов решить, что же ему делать с человеком, который сам по себе сейчас хороший, но должен в будущем сделать что-то очень плохое. Я люблю Мерлина за то, что он все-таки в последний момент помог мелкому Мордреду сбежать, не дал умереть. И печально - и на удивление хорошо прописано - то, что в конце концов, по сути, как раз Мерлин оказался виноват в том, что Мордред все-таки исполнил свою предназначение.
И теперь о самом хорошем.
Мерлин очень нравится мне сам по себе. Он напоминает хоббита в их лучших проявлениях, вот в том самом «if more of us valued food and cheer and song...». Трепет перед артуровским светлым будущим сочетается в нем со способностью пошутить, снизить тон. Он как бы приземленный в хорошем смысле: пока Артур и всякие благородные рыцари рвут на себе рубашки и сыплют речами про честь, долг и судьбы родины, Мерлин просто делает что-то полезное, причем это с равным успехом может быть спасение магией всего королевства и приготовление обеда. В его случае нельзя сказать, как с Бильбо, что он другой ментальности, если не эпохи, и потому выпадает из всех этих вассально-сениориальных отношений и верноподданических чувств, у него это все вроде как есть - и все же у него это больше обусловлено личной любовью к Артуру.
Эта любовь - это второе (а, быть может, и первое) хорошее, что есть в сериале. Ее много, этой любви, она, по большому счету, безусловная, не требующая ничего взамен, очень теплая. Это как бы идеальная любовь, возникающая не от недостатка, а от избытка. Мне часто казалось, что Артур не заслуживает такого отношения, но в каком-то смысле в этом и есть суть. То, что за весь сериал Мерлин ни разу по-настоящему не обиделся, не чувствовал себя недооцененным - это упущение для сюжета, для драмы, но это тоже характеристика Мерлина, его внутренней силы, доброты. «Ведь любящий божественнее любимого, потому что вдохновлён богом» и все такое. И (как и в случае хотя бы даже с Торином и Бильбо разлива «Битвы») здесь абсолютно не имеет значения, романтическая это любовь или нет - а такой расклад всегда подкупает меня с потрохами. В принципе мало вещей в искусстве подкупают так, как убедительно переданная любовь, и в Мерлине ее действительно очень много.


И, если вдруг кто-то желает порекомендовать мне фичков, я вся внимание. Я, конечно, уже посмотрела в светлые очи ао3, но, когда опоздал к фандому как минимум на три года, выловить среди бескрайнего моря текстов то, что стоит читать, уже почти невозможно.