фангерлинг на сей раз по Ветинари хдНаткнулась как-то на пост на тамблере, где рассуждали о том, что одна из крутейших черт Ваймса - что он на самом деле не питает никаких иллюзий касательно "хороших людей", как в одной из ранних книг пытался предположить Ветинари, и четко знает, сколько в мире дерьма - и при этом продолжает действовать и пытаться что-то улучшить.
Конечно, я с этим согласна - но потом я подумала: по сути, привлекательность Ветинари (помимо личного обаяния и ямы со скорпионами) заключается в том же самом. В каком-то узком - возможно, очень узком - смысле он хороший человек, если под этим можно подразумевать «понимать, сколько в мире дерьма и желать сделать его чуть лучше». Без этого просто невозможно объяснить значительную часть того, что он делает, начиная от прав меньшинств и заканчивая его участием в революции (особенно, конечно, в уличной драке с сиренью в зубах - это очень поступок порыва). Убрать это - и получился бы кто-то вроде императора Палпатина, который проворачивает интриги галактических масштабов, чтобы прийти к власти и удержать ее. Ветинари тоже идеальный политик, но он делает больше, чем нужно для удержания власти, и этот вот избыток просто-напросто не объяснить ничем иным, кроме желания, чтобы мир стал чуть эффективнее работать - чтоб он стал разумнее - лучше.
Ветинари - очень тонкая смесь идеальности и простых человеческих слабостей. Я хочу сказать, обычно, когда пишут подобных героев, очень велик соблазн сделать их ну совсем идеальными, знаете, что-то вроде ббсшного Шерлока (при всей моей любви, а ее немало), где до определенного момента признаки человечности приходится чуть ли не зубами вырывать у нарратива - а тут никто не сомневается в том, что Ветинари абсолютно человечен (те же мимы, и Ваффлз, и инкогнито в Raising Steam, да и бэйсикалли все) - и при этом как бы идеален.
(Хотя вот, знаете, его фигура - это едва ли не единственное, где я готова, если судить строго, поставить под вопрос этическую подоплеку происходящего - потому что, если свести все к простым фигурам и формулировкам, Ветинари - это, ну, ходячая реклама авторитаризма, «добрый царь», да?)
А еще мне очень хочется бэкстори о том, как он пришел к власти и, самое главное, как получилось так, что он проглядел Ваймса. Ай мин, он Мойсту, который осужденный преступник, дал второй шанс - и, по-видимому, не ему одному - и при этом, как там было сказано, потратил много лет на то, чтобы привести стражу в то жалкое состояние, в котором они пребывают на момент первой книги - то есть не увидел потенциала ни у организации вообще, ни у Ваймса лично. Когда они с Ваймсом столкнулись по работе впервые? Очевидно, тот на этот момент должен был уже находиться в таком состоянии, чтобы не вызывать подозрения в своей возможной полезности, но это все очень интересно.