Я обнаружила, что в этом году у меня нет поста со списком литературы, хотя в вордике я его веду – но учитывая, что у меня продолжается крутое пике чтения Пратчетта, я решила, что есть смысл первым делом завести отдельный мастер-пост по нему, потому что не в твиттере я писала только про цикл стражи. На него соответственно отзывы по тэгу (и океаны любви везде).
в предыдущих серияхОпочтарение
Делай деньги
На всех парах
читать дальшеВторое впечатление от Мойста помимо его духовного братства с Остапом Бендером – что он еще молод. Читая сразу после стражи, я, конечно, не могла не сравнивать, но в голову почему-то лезло даже не столько то, насколько Мойст в принципе отличается от Ваймса, как то, насколько он младше. По сравнению с Ваймсом и Ветинари он как бы действительно следующее поколение, и я понимаю все эти хэдканоны, что Ветинари растит из Мойста следующего патриция.
Несмотря на всю, в общем-то, комедийность Мойста, начиная со второй книги никак не могла отделаться от ощущения хорошо скрытой драмы, связанной с тем, что Мойст действительно не свободен. Вот эти все его планы побега, чтоб не терять форму, и брошенное вскользь, что из-за Адоры он привязан к городу куда сильнее, чем был под присмотром голема – да, Мойсту нравится в целом то, что он делает, но все-таки есть большое отличие между тем, как Ветинари манипулирует, например, Ваймсом (который где-то там почти равный) и тем, как он обращается с Мойстом в «Делай деньги». Ну хотя в Raising Steam с этим делом как-то полегчало и Мойст получил возможность сам порезвиться.
Все появления Ветинари в кадре просто бесценны. Я писала уже и повторюсь: это очень круто, как он предсказывает непредсказуемость своих подчиненных. Мне кажется, это высший пилотаж управления/манипулирования: он не знает, кто что сделает конкретно, при этом знает, что сделают что-то нужное – и поэтому спокойно делегирует полномочия и позволяет подчиненным делать то, что и как у них получается лучше всего. (Из любимых мелочей – инкогнито в Raising Steam и тот момент в Making Money, когда в Ветинари запустили тортом. Как жаль, что Ваймса в этот момент не было в зале. Я надеюсь, ему пересказали с подробностями и фотографиями).
Отдельно на вес золота – камео Ваймса в Raising Steam. Безумно люблю их разговор с Мойстом после того, как тот внезапно обнаружил в себе берсерка. Я вполне понимаю и представляю, что в целом Мойст должен очень раздражать Ваймса, но это так по-ваймсовски, когда он после случая с глубинниками как бы признал Мойста «своим». (Мои хэдканоны таковы, что Сибилла регулярно приглашает их с Адорой в гости и Ваймс с Мойстом жалуются друг другу на Ветинари, имея полное взаимопонимание на этой почве).
В «Опочтарении»-экранизации не понравились, что сделали с Адорой, потому что в книге она прекрасна, а в фильме драма квин.
Зато Ветинари! Ох.
(с)
Монстрячий взвод
Здесь можно начинать песню о том, насколько прекрасны буквально все женские персонажи Пратчетта, насколько они все разные, насколько они все живые люди – но здесь особенный градус феминизма даже по сравнению с остальным.
И еще прекрасное камео Ваймса, потому что я из тех людей, которые готовы продать душу за pov outsider на любимых персонажей.
Правда зашла очень хорошо, милые главгерои, камео стражи и детективная линия вокруг Ветинари. А вот Движущиеся картинки уж больно еще раннее. Постмодернизм с шуточками на месте, а вот интересные герои – нет.
Цикл Смерти
читать дальше«Мор» не очень. А вот «Мрачного жнеца» я люблю – хотя бы из-за концовки, которая очень bittersweet, и грустная, и радостная, и сидишь одновременно со скупой мужской слезой и идиотской улыбкой – вот такая вот концовка.
А еще Смерть Крыс!
Смерть безумно трогательный. В какой-то момент он начал напоминать мне Доктора с вот этими вот попытками понять людей, даже любовью к ним, и при этом как бы физической и метафизической неспособностью действительно их понимать и вообще существовать с ними в одной плоскости. В какой-нибудь альтернативной вселенной из Смерти и Сьюзен получились бы хорошие Доктор со спутницей.
У «Роковой музыки» самой по себе, в общем, достаточно дурацкие сюжет и протагонист, но – Сьюзен!
Она мой идеальный женский персонаж. Я влюблена в нее по уши. Если бы я читала про нее в детстве, она была бы моей role model – да ладно, кому я вру, она и до сих пор вполне себе role model. Я люблю ее уравновешенность и логичность, а еще тот факт, что она сама может становиться Смертью – это бэйсикалли попадает под любимейший троп.
(Вдох, выдох, миллион сердечек).
(с)
Hogfather уже интересен и сам по себе, и Сьюзен там стала еще прекраснее, а еще там в конце есть изумительный диалог, когда Смерть объясняет Сьюзен, зачем людям нужна вера в сказки, которая в общем квинтессенция всего важного, что можно сказать о фикшене.
С экранизацией – очень хорошей – вышла, правда, одна неловкость, которая называется Марк Уоррен: сначала Титайм был просто крипи, потом еще чуть более крипи, а потом случилась их совместная сцена со Сьюзен и оп, я уже обнаруживаю себя, дочитывающей фичок с Титайм/Сьюзен на 98к слов.
(c)
«Вор времени» отличный, но я до сих пор не смирилась с тем, что это последняя про Сьюзен и Смерть.
«Удивительный Морис и его просвещенные грызуны» – с одной стороны, вроде как такая образцово-показательная сказка, с другой – Пратчетт умудрился упаковать невероятный гуманизм в историю с главными героями-крысами, да еще и устроить такую себе генеральную репетицию Thud с злодейской тьмой, которая прежде всего внутри. Неожиданно очень понравилась.
В «Пирамидах» интереснее всего было начало с описанием вначале будней Гильдии Убийц, потому что я, во-первых, думала о предполагаемой молодости Ветинари, во-вторых, заново оценила, насколько же крут должен был быть Ваймс, чтобы вот так почти играючи предупреждать все покушения, пока они еще были. Все остальное не зашло.
«Мелкие боги» зато очень хороши. Очень интересное отношение к религии, вообще вся эта тема с верой; весьма удачный очередной Великий Инквизитор; главный герой под конец поступает правильно потому, что надо поступать правильно и точка, чем напомнил Ваймса и соответственно не мог не вызвать симпатию. И еще одна удивительно хорошая концовка.Цикл РинсвиндаЕсли я кем и не прониклась вот вообще, так это Ринсвиндом. Ну, не может все быть идеально.
Из его «сольных» книг хоть как-то зашли только «Интересные времена», но «Последний континент», кажется, стал самой тяжко читаемой книгой из всех - я ее буквально мучила. Я уже привыкла к тому, что ранние книги не самые интересные, но «континент»-то не ранний, и этот когнитивный диссонанс еще больше усугублял дело.
Зато отличный «
Последний герой», потому что там много активно действующего Ветинари, Моркоу, да еще и впервые за десять+ книг Ваймс с Ветинари в одном кадре, хоть и на одну реплику, и мало Ринсвинда.
Не скажу, что тема футбола мне прям так уже интересна, но, кроме него, в «
Невидимых академиках» настолько прекрасно все остальное, что пенять на футбол даже как-то грешно.
Цикл ведьмПервые две книги более-менее мимо, «Ведьмы за границей» уже хороши - особенно концовка - а вот дальше вообще понеслось.
«Дамы и господа» и «Маскарад» я прочитала за день. Обе, в смысле, в один день, и это можно считать моим рекордом, что о чем-то да говорит.
По сюжету, пожалуй, больше всего понравилась «Дамы и господа», потому что кто же в здравом уме устоит против злых фейри, но зато «Carpe Jugulum» - это определенно звездный час и кульминация развития матушки Ветровоск, и я слишком ее люблю, чтоб этого не оценить.
Цикл Тиффани (без «Короны пастуха»)
После ведьм я начинала читать с мыслью, да ладно, никто не может быть круче матушки Ветровоск, в моем сердце все вакантные места уже заняты - но, как это бывает почти всегда у Пратчетта, оказалось что нет, еще одно место для Тиффани найдется.
Из всех героев к последним книгам именно ее хочется на день-другой вытянуть из повествования, дать пледик, какаушку и заставить отоспаться. То ли с ней просто проблема переутомления ставится куда отчетливее, то ли дело в том, что она все-таки молодая девушка, младше меня, и все еще растет и учится, в то время как у Ваймса или Ветровоск проблемы, конечно, возникают, и они - чисто теоретически - могут не справиться, но в это не очень верится, да и не справиться они могут разве что с какой-нибудь метафизической хренью, а не с банальной перегрузкой. Я не хочу этим сказать, что Тиффани чем-то хуже или слабее, просто неопытнее.
Чисто по сюжетам цикл, поскольку поздний, очень ровный, не могу сказать, чтобы что-то не понравилось, хотя, как я уже писала, на «I Shall Wear Midnight» внезапно пришелся самый высокий градус мрачняка за все книги.
А еще я задумалась о том, что, хотя бы если смотреть на Сьюзен и Эскарину Смит, за время цикла уже сменилось поколение, и эта мысль делает мне очень-очень странно (это даже если не вспоминать о том, что вначале было лютое средневековье и коронованный дракон, а под конец Маграт и Веренс путешествуют по королевским делам по железной дороге).