Я обнаружила, что в этом году у меня нет поста со списком литературы, хотя в вордике я его веду – но учитывая, что у меня продолжается крутое пике чтения Пратчетта, я решила, что есть смысл первым делом завести отдельный мастер-пост по нему, потому что не в твиттере я писала только про цикл стражи. На него соответственно отзывы по тэгу (и океаны любви везде).

в предыдущих сериях

Цикл Ринсвинда
Если я кем и не прониклась вот вообще, так это Ринсвиндом. Ну, не может все быть идеально.
Из его «сольных» книг хоть как-то зашли только «Интересные времена», но «Последний континент», кажется, стал самой тяжко читаемой книгой из всех - я ее буквально мучила. Я уже привыкла к тому, что ранние книги не самые интересные, но «континент»-то не ранний, и этот когнитивный диссонанс еще больше усугублял дело.
Зато отличный «Последний герой», потому что там много активно действующего Ветинари, Моркоу, да еще и впервые за десять+ книг Ваймс с Ветинари в одном кадре, хоть и на одну реплику, и мало Ринсвинда.
Не скажу, что тема футбола мне прям так уже интересна, но, кроме него, в «Невидимых академиках» настолько прекрасно все остальное, что пенять на футбол даже как-то грешно.

Цикл ведьм
Первые две книги более-менее мимо, «Ведьмы за границей» уже хороши - особенно концовка - а вот дальше вообще понеслось.
«Дамы и господа» и «Маскарад» я прочитала за день. Обе, в смысле, в один день, и это можно считать моим рекордом, что о чем-то да говорит.
По сюжету, пожалуй, больше всего понравилась «Дамы и господа», потому что кто же в здравом уме устоит против злых фейри, но зато «Carpe Jugulum» - это определенно звездный час и кульминация развития матушки Ветровоск, и я слишком ее люблю, чтоб этого не оценить.

Цикл Тиффани (без «Короны пастуха»)
После ведьм я начинала читать с мыслью, да ладно, никто не может быть круче матушки Ветровоск, в моем сердце все вакантные места уже заняты - но, как это бывает почти всегда у Пратчетта, оказалось что нет, еще одно место для Тиффани найдется.
Из всех героев к последним книгам именно ее хочется на день-другой вытянуть из повествования, дать пледик, какаушку и заставить отоспаться. То ли с ней просто проблема переутомления ставится куда отчетливее, то ли дело в том, что она все-таки молодая девушка, младше меня, и все еще растет и учится, в то время как у Ваймса или Ветровоск проблемы, конечно, возникают, и они - чисто теоретически - могут не справиться, но в это не очень верится, да и не справиться они могут разве что с какой-нибудь метафизической хренью, а не с банальной перегрузкой. Я не хочу этим сказать, что Тиффани чем-то хуже или слабее, просто неопытнее.
Чисто по сюжетам цикл, поскольку поздний, очень ровный, не могу сказать, чтобы что-то не понравилось, хотя, как я уже писала, на «I Shall Wear Midnight» внезапно пришелся самый высокий градус мрачняка за все книги.
А еще я задумалась о том, что, хотя бы если смотреть на Сьюзен и Эскарину Смит, за время цикла уже сменилось поколение, и эта мысль делает мне очень-очень странно (это даже если не вспоминать о том, что вначале было лютое средневековье и коронованный дракон, а под конец Маграт и Веренс путешествуют по королевским делам по железной дороге).