Окончание Men at Arms, когда Ваймс узнает о своем назначении и начинает увлеченно планировать будущее житие стражи, сделало ужасно хорошо и навело на мысль: кроме очевидных причин вроде сложности характера, бытового кантианства и общей прекрасности, часть привлекательности Ваймса заключается в его победе.
В Men at Arms есть эпизод - после разговора с Ветинари о прикрытии стражи - когда Ваймс опускает руки. Кэррот говорит: лучше зажечь свет, чем жаловаться на темноту. Нет, говорит Ваймс, смысла нет, это ничего не изменит, это никогда ничего не меняет, пошло все к черту.
В Men at Arms я с удивлением обнаружила, насколько велика была в происходящем роль Кэррота. Ваймса, командора и герцога, во многом сделали обстоятельства - невозможно представить его без Кэррота и Ветинари. Если бы не появление Кэррота, Ваймс наверняка остался бы в своей канаве. Во второй половине Men at Arms львиная доля движухи происходит без его участия, он появляется (и то, считай, случайно) уже к развязке - и даже здесь черт его знает, что бы он сделал с ружием, если бы не Кэррот (Ваймс ведь действительно развивается, да еще как - сравнить то, что он не слишком справляется с ружием и тьму призывающую, хах). В самом начале Ваймс не герой, он обычный. И он в этом смысле совсем не self-made man. В фигуре Ваймса не заложен посыл "если ты будешь работать достаточно упорно/будешь достаточно хорош/достанешь звездочку с неба, ты сможешь что-нибудь изменить" - не сможешь, Ваймс после революции не смог, просто потому что жизнь такая, никаких гарантий. В этом - как и в отношении того, как ему приходится бороться за то, чтобы быть "хорошим человеком" - он в одной лодке с читателем, он не дистанциируется за счет каких-то дефолтных добродетелей или успехов.
И именно поэтому так прекрасна его - не слишком зависящая тут от него самого даже - победа в Men at Arms, когда ему по сути просто дают делать то, что он умеет лучше всего. Ему дают возможность что-то изменить к лучшему. Вся история о социальном подъеме и увеличении власти Ваймса - это история о том, как ему дают возможность, как человек, который был в отчаянии от своей неспособности повлиять на абсурдный мир вокруг, становится способен это делать. Я радуюсь за эту победу Ваймса над обстоятельствами не только потому, что он сам по себе прекрасен и ее заслуживает, но еще и на каком-то очень личном уровне, потому что я понимаю чувство бессилия человека по отношению к дурацкому миру (хотя бы даже в пределах государства, да), и в этом смысле он универсален, и это куда больше, чем просто победа над злодеем или радость за удачный поворот для любимого персонажа.

(Хотя вообще, наверное, вот этот троп - "у персонажа забирают/возвращают дело его жизни" - одна из вещей, которая неизменно задевает меня везде).