Face the RavenМне думается даже не о конкретном сюжете, а о законах повествования в целом. О том, как весь сезон в мелких деталях предвосхищал и плавно подводил к случившемуся. О том, как когда в начале серии, когда Клара и Доктор вваливаются в Тардис максимально счастливые и радостные, у зрителя в голове срабатывает сигнал it’s a trap, даже если он до последнего не до конца верил, что все закончится именно сейчас. О том, что заряд ситуации в какой-то момент таков, что часть тебя все еще надеется, что каким-то образом все выкрутится не так безнадежно, как кажется, но большая часть понимает, что нельзя, что эмоциональный накал ситуации уже перешел ту отметку, до которой уместны и позволительны чудеса и внезапные спасения, и теперь остается только одно - идти до конца - умереть.
У фика, который я не напишу, было бы где-то такое начало: «все мы носим в себе тень своей будущей смерти, она рождается и растет вместе с нами и дремлет, ожидая своего времени. Смерть Клары - птенец».
Я согласна с тем, что такая развязка в каком-то смысле идеальна. Здесь и героизм, и последствия безответственности, и просто Клара, а не Клара в роли Клары.
По большому счету я была права, считая, что ее изменения в этом сезоне - это не только реакция на травму, но и возвращение к себе. Клара была спутницей, которая хотела стать Доктором. Клара как никто понимала, что «быть Доктором» - это не про героизм и белый плащ, а про идиота в будке. Поэтому, пожалуй, она в этом даже преуспела - за вычетом части с less breakable, конечно.
Я не любила Клару с Одиннадцатым. Для меня она по-настоящему проявилась в восьмом сезоне, вместе с Двенадцатым, и потому мне особенно сложно думать, что и как будет дальше: в моем воображении не хватает пространства для того, чтобы представить Двенадцатого с кем-то еще. Последние два сезона я любила не столько их каждого по отдельности (хотя и это тоже, конечно), как связь между ними, и я даже не знаю, чего хотеть - кого-то, кто мог бы стать таким же особенным, или кого-то вроде Марты после Розы (при всем уважении к Марте) - мне вообще сложно представить, как Двенадцатый сможет еще к кому-то привязаться.
Та часть меня, которая отвечала за шипперские чувства, на сцене прощания устроила отдельную истерику, не перекрывавшую задушевный вой остальных частей только потому, что их было больше и рыдали они громче. I know everything you want to say, we’ve had enough bad timing - в каком-то смысле еще хуже if this is my last chance to say it, Rose Tyler… думсдея - ну да, ну да, потому что там все живы по крайней мере.
Возвращаясь к законам повествования: пару месяцев назад я вот где-то так же ревела над смертью другого любимого персонажа, и на следующий день хотела опустошенная и думала о том, как же странно: так или иначе эти смерти выдуманных людей оставляют в нас дыры. Такая потеря, конечно, отличается и качественно, и количественно от «реальной» (чего-либо, не только человека), и не в последнюю очередь тем, что у нас остаются не только воспоминания, но и возможность включить серию или открыть книжку, где персонаж еще жив. И все же факт смерти остается неизменным, его никак не выкинуть из головы, эта выдуманная смерть и вполне настоящая печаль что-то неуловимо перенастраивают в нас каждый раз и остаются с нами.