Сокращенно есть на кинопоиске.
оочень многобукафВпервые я посмотрела этот мультфильм совсем недавно, в уже достаточно сознательном возрасте, и оказалась буквально влюблена в него. Ничуть не жалею, что не добралась до него в детстве, иначе, возможно, не было бы такого впечатления. Мне кажется, это мультфильм нескольких слоев, несколько уровней понимания. Для детей это будет красивая сказка, в общем-то, мало чем отличимая от других диснеевских шедевров. Взрослые же, помимо красивейшего сюжета и анимации, найдут там, не побоюсь этого слова, философию, совершенно не характерную для мультфильмов.
Гастон и горожане, идущие против Чудовища, и, в общем-то, Белль и ее отца даже поначалу. Горожане-толпа. Они пользуются принципом: «они не такие как мы, мы не понимаем их, а раз не понимаем – значит, боимся, значит, нужно уничтожить». В отличие от большинства диснеевских мультиков, в котором главным злодеем выступает некий амбициозный, коварный, не лишенный ума властолюбец, здесь злодей еще худший, еще более опасный, и воплощением ее служит толпа. Ей уделяется не так уж много времени, но идея эта ясна. Уже за одно это я бы дала Оскар этому мультфильму.
Герои очень живые и даже жизненные, и дело здесь и в их характерах, и в замечательной работе художников-аниматоров.
Девочка Белль, живущая в окружении людей, которые ее не понимают. Она не страдает от этого, лишь пожимает плечами – и мечтает о чем-то большем, уходит в свои книжки (что, кстати, свидетельствует о том, что она далеко не дура и имеет достаточный внутренний стержень, чтобы не следовать чужому мнению). У нее нет тяжелых жизненных обстоятельств той же Золушки, нет ее же голубой мечте о прекрасном принце. Белль хочет чего-то другого, «чего-то большего», чем тихая жизнь в провинциальном городке и замужество на «первой собаке на деревне» Гастоне: она хочет большого мира, приключений, самостоятельности. Такая себе Ассоль, которая, впрочем, хочет вырваться и добиться всего самой.
Белль жертвует собственной свободой ради отца. Она оказывается достаточно храбра для того, чтобы преступить запреты ужасного Чудовища – а чуть позже для того, чтобы спорить с ним, настаивать на своем и говорить ему правду. Не это ли привлекает в ней зрителей и Чудовище? Она не плачет и не жалуется, она просто твердо стоит на своем, одновременно не пытаясь никого сломать, ни причиняя вреда. Даже опять-таки по сравнению со многими другими героинями Белль вызывает не только симпатию, но и уважение. Она достаточно сильна, чтобы полюбить Чудовище, мягко, абсолютно незаметно даже для него самого заставить его измениться – за два десятилетия его жизни это не удалось никому до.
Чудовище, по моему скромному мнению, невероятно трогательный персонаж. Каждое его появление на экране, даже если он рычал и бесился, вызывало у меня широченную умиленную улыбку. Не последнюю роль здесь сыграла работа художников. У Чудовища просто невероятная мимика. Не у каждого анимационного персонажа-человека отображается на лице такая гамма чувств, как на морде нашего Чудовища. Если бы все его эмоции пришлось воплощать актеру, он должен был бы обладать поразительным умением «кривляться», богатейшей мимикой. Лицо Чудовища – открытая книга, за изменениями в его настроении наблюдаешь, как завороженный. И когда он смущен, или счастлив – невозможно не улыбнуться в ответ.
В чем-то Чудовище напоминает большого ребенка: он капризен, несдержан, и при этом беспредельно искренен, безудержен во всех своих эмоциях, и не только негативных, и это подкупает. Если бы меня спросили, что в первую очередь привлекло в нем Белль – наверно, я бы сказала, что это как раз его абсолютная искренность и честность. Он ничего не скрывает. Если он зол, если ему больно, или если он счастлив – это видно. Может, это какая-то почти детская наивность… но вместе с этим есть в нем и подлинность страдания, и что-то такое, рыцарственно-благородное, почти возвышенное, что делает его настоящим Принцем.
Гастон из всех диснеевских злодеев вызывает, пожалуй, наибольшее отвращение своей чрезвычайной реалистичностью. Ни Скар, ни Джафар, ни морские ведьмы из «русалочек» не вызывают такой жесточайшей антипатии. Ну, да, понимаешь, что они злы… но это зло абстрактное. Гастон – воплощение зла близкого, конкретного, с которым мы встречаемся каждый день. Самовлюбленный индюк, уверенный в собственной неотразимости – он ведь и правда первый среди ему подобных, среди окружения. Он не знает поражений, и после отказа Белль ее завоевание оказывается для него вопросом чести, уязвленного самолюбия, и он готов на любую подлость. Гастон мелочен, его откровенное самолюбование заставит плеваться любого, кто сталкивался хоть с чем-то подобным, но, увы, именно такие и ведут за собой толпу.
В чем положительным не откажешь Гастону, так это храбрость. Все же сунуться один на один против Чудовища рискнет не каждый. И еще, надо отдать ему должное, несмотря на свою слепоту в отношении Белль, он все же был достаточно неплохим психологом (манипулятором?) Не знаю уж, действительно ли он считал, что Чудовище опасен, или решил устранить конкурента/сделать на зло Белль, но он выбрал правильное орудие управление толпой – страх. Он бил по больному, подбивая горожан против Чудовища, и поступил так же, когда Чудовище попытался уйти от боя. «Чудовище влюблен в Белль? Неужели ты думаешь, что она захочет тебя, если у нее есть такой, как я? … Все кончено – Белль моя!» Разглядев буквально с полувзгляда (а ведь как раз с него, об этом чуть ниже) чувства Белль и Чудовища, он и бьет по больному – по осознанию Чудовищем собственного уродства, того, что «она красавица, а я – Чудовище». Естественно, он не может не ответить не такой вызов Гастона. И когда он все же погибает, а не сбегает, его ничуть не жаль.
Любовная линия.
Опять-таки из всех романтичных мультфильмов любовная линия здесь вызывает наибольшее уважение и восхищение.
Как это водится обычно в сказках? Принц (обязательно красавец-мужчина) и Героиня (еще большая красавица-девушка) увидела друг друга, может, потанцевали, может, перекинулись парой слов – и все, они уже влюблены друг в друга по гроб жизни. Вспомните ту же Русалочку или Золушку. Про Белоснежку и Спящую Красавицу я вообще не говорю – у них не было выбора. Никакого.
Здесь же видно, что это осознанный выбор обоих, настоящее чувство. Белль и Чудовище провели достаточно времени вместе, успели присмотреться, принюхаться. Они знают друг друга и смотрят друг на друга с открытыми глазами. Да, у Чудовища существует некоторое давление, но невозможно захотеть полюбить человека и сделать это. Он искренне любит ее, раз проклятие все же спадает. Белль же и вовсе свободна. У нее нет злой мачехи, от которой хочется сбежать куда угодно – ну а дворец с Принцем наиболее комфортабельны. У нее нет заманух в виде материального положения или красавца-принца. Белль, говоря об этом, настоящая героиня. Она полюбила не красавца, даже не человека. Более того – добрым и милым Чудовище тоже нельзя назвать. Да, под конец он изменился – но это уже благодаря ей. Белль сталкивалась со всеми негативными сторонами его характера, о котором уже говорилось выше, она действительно знала его настоящего, и все же полюбила. Поэтому в их любовь я верю! Они говорили, проводили время вместе, читали, ругались и снова мирились – они были рядом, они узнавали друг друга, и они действительно полюбили друг в друге людей, а не красивую блестящую картинку.
Не могу и здесь не помянуть добрым словом художников. Еще до того, как Чудовище говорит о «чем-то, чего никогда не чувствовал ранее», до того, как Белль в конце произносит свое признание – их любовь видна невооруженным глазом. То, как они взаимодействуют, не оставляет для зрителей и других персонажей вопросов. Их смущение – и их нежность во взглядах, в прикосновениях, их счастье, когда они рядом. В том, как Белль улыбается ему, как кладет голову на грудь – и как улыбается Чудовище, как смущается, когда Белль приглашает его к танцу, как смотрит ей в глаза. Вы когда-нибудь обращали внимание на выражение лица Белль, когда она говорит папе о Чудовище и особенно – когда она заглядывает в зеркало с его изображением? Она смотрит с таким восхищением, что не возникает вопросов, почему Гастон тут же предположил практически невероятное – «что ты неравнодушна к нему». Как тут же расцветает сломленный, не желающий жить Чудовище, когда видит, что Белль вернулась – и с какой нежностью потом прикасается к ее щеке, как улыбается она? С точки зрения мимики просто шедевральные сцены… этой любовью проникаешься, в нее действительно веришь – как и в то, что совместная жизнь Белль и Принца вряд ли будет такой уж легкой, но до конца жизни они будут смотреть друг на друга с этой всепоглощающей нежностью.
Немного ляпов/забавного.
У придирчивого зрителя может остаться несколько вопросов «на тему».
Временной. В начале мультфильма Белль показывают с белыми одуванчиками, и деревья желто-красные. Потом все повествование идет зимой. С отсылкой же на вторую часть (празднуется Рождество) и тем более третью (фраза – «скоро весна», и показывают бабочку) мы делаем вывод, что Белль провела в замке всю зиму. Да и широта охватываемых событий дает понять, что прошло пару месяцев. Но тогда непонятно: где все это время бродил ее папа? Застрял в каком-то пространственно-временном континууме по дороге к замку (куда максимум несколько часов ходу, судя по всему) или ему на той же дороге пришла в голову гениальная мысль, которой он и занялся, потеряв счет времени? И как же бедняжка Лефу три месяца просидел в сугробе в ожидании Белль с Морисом?
Государственный. Чудовище - принц, и живет в собственном замке. Видимо, родители решили сбыть подальше тяжелое чадо, отправив в провинцию) Но даже если он принц, то должны же быть у него какие-то владения. Жители деревни внизу не то что не помнят, что у них должен быть какой-то там принц, они вообще не в курсе, что в лесо-горах рядом с ними находится замок как таковой. Как такое может быть? За десять лет забыть о существовании некоего сына короля напрочь – это даже для людской памяти невероятно.
ЮПД: хотя если принять версию о том, что Принц воспитывался слугами, они ему во всем потакали и потому он получился "испорченный, эгоистичный и недобрый" становится понятно, за что их заколдовали. Дескать, сами вырастили, пусть теперь и отдуваются вместе...
И еще Чип. Кхм. В человеческом виде он выглядит меньше, чем на десять лет. Вот и интересно…
Еще, конечно, во всех частях мультфильма неизменно радуют попытки слуг провернуть что-то «незаметно от Хозяина». Умиляет.) Как и их фраза на целую песню – «Вы наш гость» (Be our guest). Обратили внимание на местоимение? Сразу понятно, кто в доме хозяин.)
Но это, в общем-то, мелочи. Надо же хоть к чему-то придраться, правда?)
Как итог – мультфильм просто невероятный, и будет интересен всем возрастам. Каждый найдет в нем что-то свое. Возможно, взрослые даже больше. 10 – слишком маленькая оценка, но за неимением большего ставлю ее.)