Смотри, произошло явление чая как феномена (с)
я уже долго собиралась написать длинную уныло-анализаторски-рефлексивную простыню про Торина, и наконец-то это сделала))По сравнению с книгой фильм очевидно заострил многие углы, добавил красок и форм там, где был минимализм, развернул намеки до полноценных линий – и это не в последнюю очередь касается характера Торина.
Кино-Торин понравился мне не с первого похода в кино. Собственно его героя (как и Бильбо в полной мере) и, как следствие, прекрасные глаза Армитейджа, я оценила уже когда дошла в книге до того, что происходило после того, как гномы заняли Эребор. Торин вел себя настолько чудовищно неправильно, просто отвратительно, что смутная симпатия, которую я к нему питала ранее, перешла в куда более выразительные сострадание и боль. Конечно, в каком-то смысле по-настоящему жаль было Бильбо, который оказался втянутым в чужую войну, да еще и со слетевшим с катушек лидером; но поведение Торина вызывало не антипатию, а скорее что-то вроде: ну как же так, ну зачем, прекрати это, ну пожаааалуйста *плачешь и убегаешь в темный угол*. Собственно после этого и с ожиданием драмы в несветлом будущем прекрасные глаза Армитейджа, в смысле кино-Торин, тоже обрели новую окраску.
По сравнению с книжным Торином, который первую половину квеста был куда менее выразителен, в кино-Торине усилили обе стороны: с одной стороны, добавили явственного героического флера, почти отсутствующего в начале книги, с другой – «он был очень важным гномом» перешло в целый букет недостатков, многие из которых вполне себе фатальны. Торин упрямый до тупости, самоуверенный, не считается с мнением других, злопамятный, в каком-то смысле недальновидный; едва ли не самая неприятная для меня сцена размолвки с Гэндальфом перед эпизодом с троллями, с "хорошо хоть себе не забрал" свидетельствует еще и о его вспыльчивости, подозрительности и склонности ляпать, не подумав. Как лидер он печально приближается к стилю управления «я начальник, ты дурак», но скорее можно сказать, что он похож на революционных фанатиков “загірної комуни”: его интересует исключительно Эребор, он готов сам ради него порваться на кусочки и требует того же от всех остальных (собственно, оправдывает тут то, что к себе у него требования явно еще более высокие, чем к другим, впрочем, обратная сторона этого - гордыня). Мне почему-то кажется, что он как лидер вряд ли сильно заботится о единстве коллектива и уж тем более не станет "уделять внимание" отдельным его членам; межличностные отношения и групповую динамику скорее всего он просто не замечает. Он идеолог и, быть может, даже харизматик, но уж точно не человек, под чьим началом было бы просто приятно работать (вообще если уж сравнивать гномов с евреями, то Торин – Моисей; вождь со скверным характером и неплохой связью с высшими силами, который умирает, так и не дойдя чуть-чуть до земли обетованной). Исходя из этого, кстати, его не может не раздражать Бильбо: его навязали, он ни в коем случае не «идейный», но и как от наемного работника от него, казалось бы, мало толку; он должен казаться Торину благополучным баловнем, который полез играться в приключения в то время, как для него, Торина, эти «игры» - нечто жизненно важное, единственный смысл жизни, собственно (и, в общем-то, отношение Торина к Бильбо – это вообще единственное, что я могу не только понять и простить, но и оправдать). И потому, кажется, немаловажным в принятии Бильбо в конце были даже не просто храбрость или способность приносить пользу, но в соединении с речью о том, почему он хочет помочь вернуть им дом, Торин впервые увидел в нем эту «идейность», способность понять, насколько важно для гномов то, что происходит, и действовать соответственно; Бильбо стал в полной мере членом коллектива и товарищем по духу, потому что Торин обнаружил, что тот разделяет ценности коллектива и может и хочет действовать в соответствии с ними.
Поведению Торина в конце книги нет никаких оправданий; но когда он поступал так, и когда Бильбо выбрал меньшее (и весьма сомнительное) из зол, отдав Аркенстоун, именно тогда их обоих я увидела в полной мере живыми, они обрели в моих глазах плоть, глубину и драматизм, от которых невозможно отмахнуться и в свете которых будут рассматриваться уже и предшествующие события.
Мне очень интересно посмотреть, как в следующих фильмах будет выглядеть динамика Бильбо-компания-Торин. Бильбо перескочил сразу несколько ступеней в «иерархической» лестницы, из аутсайдера переместившись максимально близко к «верхушке», но мне почему-то кажется, что в новом качестве равного ему от Торина, хоть и совершенно в другом смысле, может доставаться не меньше, потому что, мне кажется, Торин из тех, кто, чем больше уважает, тем больше будет требовать. Бильбо не подведет, конечно, и это должно привести к тому, что Торин, по сути, разделит с ним свою власть и ответственность. И, конечно, как я уже не раз писала, мне очень интересно посмотреть, до чего можно заострить и без того острую линию после-возвращения-Эребора, насколько неприятным может стать кино-Торин – и насколько может быть больно за них всех.
Кино-Торин понравился мне не с первого похода в кино. Собственно его героя (как и Бильбо в полной мере) и, как следствие, прекрасные глаза Армитейджа, я оценила уже когда дошла в книге до того, что происходило после того, как гномы заняли Эребор. Торин вел себя настолько чудовищно неправильно, просто отвратительно, что смутная симпатия, которую я к нему питала ранее, перешла в куда более выразительные сострадание и боль. Конечно, в каком-то смысле по-настоящему жаль было Бильбо, который оказался втянутым в чужую войну, да еще и со слетевшим с катушек лидером; но поведение Торина вызывало не антипатию, а скорее что-то вроде: ну как же так, ну зачем, прекрати это, ну пожаааалуйста *плачешь и убегаешь в темный угол*. Собственно после этого и с ожиданием драмы в несветлом будущем прекрасные глаза Армитейджа, в смысле кино-Торин, тоже обрели новую окраску.
По сравнению с книжным Торином, который первую половину квеста был куда менее выразителен, в кино-Торине усилили обе стороны: с одной стороны, добавили явственного героического флера, почти отсутствующего в начале книги, с другой – «он был очень важным гномом» перешло в целый букет недостатков, многие из которых вполне себе фатальны. Торин упрямый до тупости, самоуверенный, не считается с мнением других, злопамятный, в каком-то смысле недальновидный; едва ли не самая неприятная для меня сцена размолвки с Гэндальфом перед эпизодом с троллями, с "хорошо хоть себе не забрал" свидетельствует еще и о его вспыльчивости, подозрительности и склонности ляпать, не подумав. Как лидер он печально приближается к стилю управления «я начальник, ты дурак», но скорее можно сказать, что он похож на революционных фанатиков “загірної комуни”: его интересует исключительно Эребор, он готов сам ради него порваться на кусочки и требует того же от всех остальных (собственно, оправдывает тут то, что к себе у него требования явно еще более высокие, чем к другим, впрочем, обратная сторона этого - гордыня). Мне почему-то кажется, что он как лидер вряд ли сильно заботится о единстве коллектива и уж тем более не станет "уделять внимание" отдельным его членам; межличностные отношения и групповую динамику скорее всего он просто не замечает. Он идеолог и, быть может, даже харизматик, но уж точно не человек, под чьим началом было бы просто приятно работать (вообще если уж сравнивать гномов с евреями, то Торин – Моисей; вождь со скверным характером и неплохой связью с высшими силами, который умирает, так и не дойдя чуть-чуть до земли обетованной). Исходя из этого, кстати, его не может не раздражать Бильбо: его навязали, он ни в коем случае не «идейный», но и как от наемного работника от него, казалось бы, мало толку; он должен казаться Торину благополучным баловнем, который полез играться в приключения в то время, как для него, Торина, эти «игры» - нечто жизненно важное, единственный смысл жизни, собственно (и, в общем-то, отношение Торина к Бильбо – это вообще единственное, что я могу не только понять и простить, но и оправдать). И потому, кажется, немаловажным в принятии Бильбо в конце были даже не просто храбрость или способность приносить пользу, но в соединении с речью о том, почему он хочет помочь вернуть им дом, Торин впервые увидел в нем эту «идейность», способность понять, насколько важно для гномов то, что происходит, и действовать соответственно; Бильбо стал в полной мере членом коллектива и товарищем по духу, потому что Торин обнаружил, что тот разделяет ценности коллектива и может и хочет действовать в соответствии с ними.
Поведению Торина в конце книги нет никаких оправданий; но когда он поступал так, и когда Бильбо выбрал меньшее (и весьма сомнительное) из зол, отдав Аркенстоун, именно тогда их обоих я увидела в полной мере живыми, они обрели в моих глазах плоть, глубину и драматизм, от которых невозможно отмахнуться и в свете которых будут рассматриваться уже и предшествующие события.
Мне очень интересно посмотреть, как в следующих фильмах будет выглядеть динамика Бильбо-компания-Торин. Бильбо перескочил сразу несколько ступеней в «иерархической» лестницы, из аутсайдера переместившись максимально близко к «верхушке», но мне почему-то кажется, что в новом качестве равного ему от Торина, хоть и совершенно в другом смысле, может доставаться не меньше, потому что, мне кажется, Торин из тех, кто, чем больше уважает, тем больше будет требовать. Бильбо не подведет, конечно, и это должно привести к тому, что Торин, по сути, разделит с ним свою власть и ответственность. И, конечно, как я уже не раз писала, мне очень интересно посмотреть, до чего можно заострить и без того острую линию после-возвращения-Эребора, насколько неприятным может стать кино-Торин – и насколько может быть больно за них всех.
@темы: Hobbit
что он как лидер вряд ли сильно заботится о единстве коллектива и уж тем более не станет "уделять внимание" отдельным его членам
У меня создалось впечатление (говорю о книге прежде всего), что Торин свой коллектив хорошо контролирует. В Мирквуде, у реки, он прекрасно знает, кто на что способен: Бильбо выглядывает лодку, Кили бросает крюк, остальные тянут. Или вот те многочисленные эпизоды в Эреборе, ещё до смерти Смауга, когда он первым берет себя в руки и мобилизирует остальных.
Хотя, конечно, они там почти все ему наполовину родственники - что тоже трансформирует позицию начальник-подчиненный.
в том, что контролирует и знает, кто на что способен, я не сомневаюсь, иначе вообще ему грош цена был бы) я скорее говорю о том, что вряд ли он стал бы заботиться об эмоциональной атмосфере. за доброго дядюшку и советчика, по крайней мере по фильму, там скорее Балин)) опять же, если посмотреть на кино-версию его отношения к Бильбо, пока его слушаются, он даже ради общего блага не будет ни гасить конфликты, ни помогать "влиться", ни проявлять минимальную терпимость. хотя вот интересно, как бы вел себя Торин, если бы на месте слабейшего-уязвимого-неизвестно зачем нужного Бильбо был бы кто-то из добровольно вызвавшихся гномов
Шир - практически единственная демократия, которая есть в Арде (кроме, может быть, Амана? но и там всё спорно). Торин и гномы - жители намного более архаичного мира, и ведут они себя соответственно. Подгорный король должен быть именно королем, а не заботливым руководителем, которого волнует эмоциональный климат в коллективе. Я к тому веду, что его дистанция - это не личный изъян, а скорее общая модель поведения. Большинство эльфийских королей Первой эпохи (кроме Финрода, разве что, который Christ figure) наверняка вели себя точно так же.
Ты не читала "Ричарда II" Шекспира? Там Ричард - аналогично (хотя и в совсем другом плане) не лучший руководитель - "ломается" как личность после отречения от короны. Его социальный статус - это он сам, и без короны Ричарда уже не существует. Это целиком средневековый образ мышления, когда у каждого есть свое место; Возрождение очень быстро стерло его, но рудименты - в литературе, к примеру - остаются.
То же и с Торином. Толкин не налегает на мотив "богоизбранности" (как Шекспир), но по линии Аркенстоуна явно видно, насколько важно для Торина быть королем. Среди гномов нет никакой демократии: они подданные своего короля. Бильбо - выходец из совсем другого мира (нашего мира, с нашей моралью), и это вдвойне увеличивает тяжесть его адаптации.
я тоже не согласна с этой фразой. невозможно быть хорошим начальником и не заботиться о коллективе. суть начальника не в том, что ты приказываешь, а в том, что ты берёшь всю ответственность за других на себя. раз пошли эти 13 гномов - думаю, уже после того, как они согласились, он уж точно детально просмотрел каждого из них. ему ж не массовка нужна - какая к чёрту массовка из 13-ти гномов, в книге вот они вообще никак не обозначены, кроме 3-4-х, что благополучно использовали в каком-то старом мультфильме, сократив количество путешествующих с Торином гномов до одного.
у фильмового Торина пунктик на личной гордости и гордости рода, при этом невозможно, чтобы ему было не важно, кто пойдёт с ним. все фильмовые гномы не просто его полуродственники и знакомые (вот Даин не откликнулся, а он кузен!), это его будущее подспорье, то, на чём он собирается построить власть, отвоевав Эребор.
а вообще я хотела написать другое
капслоком
+1
хотя моя френдлента давно стала крайней аскетичной в этом планеtreeckster,
в целом аргументы принимаются)
но я тут скорее даже не про дистанцию.
просто мне кажется, что - особенно фильмовый, опять же - отличается некоторой этической тупостью. я не говорю, что он не может относиться ни к кому личностно, но когда его начинает опять заносить на почве все той же гордости и сопутствующих, такое ощущение, будто его картина мира суживается исключительно до его собственной (опять же, эта "стычка" с Гэндальфом, частично даже Элронд и Бильбо, в каком-то смысле и Бильбо с Аркенстоуном), и он оказывается не способен оценить человека по чему-либо, кроме поверхностно-очевидных поступков, не вникая не то что в мотивацию, а даже просто суть дела, или даже просто собственноручно навешенного "ярлыка"
дорогой Эсме,
не читала, хотя после твоей кино-рецензии внимание на этот пробел обратила)насколько важно для Торина быть королем. Среди гномов нет никакой демократии: они подданные своего короля. Бильбо - выходец из совсем другого мира (нашего мира, с нашей моралью), и это вдвойне увеличивает тяжесть его адаптации.
кстати да, вот этот момент с политическим устройством и нравами Шира я несколько упустила из виду. этим частично может объясняться то, что я замечала по книге - как он, в общем-то, продолжает держаться чуть в стороне, даже когда уже "осваивается" - он оказывается морально не включенным в иерархическую структуру
читать дальше
treeckster,
суть начальника не в том, что ты приказываешь, а в том, что ты берёшь всю ответственность за других на себя.
с этим, к чести Торина, у него все в порядке) хотя, опять же, именно на этой почве в фильме Бильбо из-за этого и доставалось - если судить и по троллям, и по спасению в горах, то, что бы там Торин Гэндальфу ни говорил, ответственность он и правда несет, а за Бильбо это делать очень уж неудобно
читать дальше
ну да, неудобно, и в то же время видно, что Торин всё равно Гэндальфа не просто ценит - он ставит его по иерархии выше себя. причём тут же можно судить как без книжного подтекста, так и с книжным, потому что, ведь, если задуматься - а почему такой упёртый до глупости гном вообще ценит Гэндальфа, и как они сошлись, как вообще этот поход организовался, и какого чёрта им понадобился взломщик, если только Гэндальф не посоветовал. Тут сразу и всплывают все нечитанные комментарии про то, как Торин ставит мнение Гэндальфа гораздо выше, чем кажется на первый взгляд, и вся эта трогательная история про моральный кодекс гномов, про их гордость и про суеверность.
короче, я куда-то не туда скатилась ))
туда-не-туда, но это все равно интересно
но Гэндальфу можно, он маг))Вот, кстати, ещё вспомнила: насколько трогательно выглядят не пустые приветствия гномов "к вашим услугам". Пищу каждый раз. Причём у молодых Фили и Кили так же знаменательны, как у старых. Традиции цветут и пахнут.
и Гэндальф-Один, старый лис, со своими этическими манипуляциями легко вписывается. Мне каждый раз хочется глаза отвести на сцене, где Гэндальф представляет Торина Бильбо: какой он сразу вежливый и вытянулся бы по струнке, если б потолки Бэг-Энда позволяли. Доля искреннего уважения в таком поведении немалая. И в то же время Гэндальф вертит Торином гораздо больше, чем тот хочет, даже просто по фильму - говорит, когда ему кажется нужным, ведёт своими путями, не стесняется давать советы.
писк блеск красота, а я опять застряла
как Торин и Гэндальф до утра в Бэг-Энде шушукались про Бильбо, и как в конце концов Гэндальфу всё надоело и он рявкнул " Не возьмёшь его - лишишься моей дружбы".
вероятно) а еще представляю, как они с утра уходили. гномы делают ставки, Гэндальф ухмыляется в усы, Торин с покерфейсом рвется в поход..
Гэндальф Торина точно уважает, и это взаимно, конечно, но как раз потому, что Гэндальф манипулятор, попытки Торина настоять на своем часть выглядят как подростковый бунт)) ах, так ты мне сразу ключик не отдал, а вот я эльфу карту не покажу, бебебе
Он такой красивый (ок здесь можно ставить точку) упёртый и консервативный догматик, что ужасть.
Козерог хДно, в общем-то, это тоже прекрасно) особенно когда он находит более продуктивные целы, чем показывать гонор