Смотри, произошло явление чая как феномена (с)
Когда читаешь слишком много Мирчи нашего Элиаде, Юнга и фанфиков по хббт, они начинают связываться воедино.
Во многих мифологиях и культурах именно гора – это символ центра мира, главной оси, средоточия сакрального. Для Торина и компании Эребор определенно является центром мира; но в ВК отыгрывается то же самое: хоть и с отрицательным знаком, но Ородруин вырывается из профанного пространства.
Сокровище, охраняемое чудовищем – как правило, также символ священного, абсолютной реальности (по Элиаде). Победа над чудовищем – это инициация, приводящая чаще всего к приобретению бессмертия. В случае с нашими баранами классическая схема разрывается, потому что дракона побеждает не герой (ну, то есть, не тот герой, который очевидно должен был бы).
По Юнгу (который упоролся по алхимии) золото связано с трансформацией, созданием нового человека или достижением духовности. Алмаз, к слову, может быть связан с символом самости, что особенно доставляет ввиду связанных с Аркенстоуном ториновских проблем самоидентификации.
Гоблинские подземелья – особенно в фильме – воспроизводят для Бильбо обряд инициации. Пещеры, вода – это символика материнского чрева, в которое герой возвращается (умирает), чтобы возродиться в новом качестве. Это сюжет проглатывания – драконом, китом – и намерения Голлума сожрать как аллюзия на опять же инициацию (в том числе, например, шаманскую), во время которой неофита разрывают на куски, варят, съедают – чтобы возродить. Там Бильбо находит кольцо, а в мувиверсе, что показательно, именно после этого приобретает статус полноценного члена компании.
(И если для Бильбо это разыгрывается преимущественно символически, то для Гэндальфа в Мории то же самое – буквально).
(Это уже больше синие занавески, но меня веселит).
Мирквуд, в общем, сопряжен с той же символикой инициации, но скорее в юнгианской трактовке. Кроме того, что в лес также отводили для проведения инициации, лес = материнское чрево = подсознание (в фильмоверсе, особенно режиссерской версии, максимально упоротое изображение блужданий по нему как бы намекает). Изоляционизм Трандуила добавляет к «материнскому чреву». Пауки (хотя больше потом Шелоб) и, возможно, заточение у эльфов – страшная (поглощающая) мать. Спасение в бочках по воде – символика родов. То есть, Юнг бы сказал, что компания поблуждала по своему бессознательному, столкнулась с самым большим своим комплексом (ггг) и благополучно его преодолела (в книге, кстати, эта символика прослеживается четче, потому что там Торин был заключен отдельно и в труднодоступном месте – там одновременно больший акцент на инициации и заодно связь с сюжетом про заключение/убиение монарха, когда в королевстве что-то идет не так (вспоминаем Проппа).
(Даже в отрыве от мифологических интерпретаций) концовка, когда Бильбо возвращается в разоренный дом, всегда казалась мне очень печальной (понятно, что после долгого путешествия больше всего хочется просто упасть на родной диван и насладиться домом, но уж никак не бегать возвращать свое имущество) – и символической. В каком-то смысле здесь тоже обряд инициации, вот только проводят его уже не индивидууму, а его универсуму. Вернуться к растащенному на куски дому – что может четче свидетельствовать о том, что мир никогда больше не будет прежним, что дом перестал быть тем домом, что был. Таким образом, как здесь, когда остается пустая оболочка без содержимого, это даже более отчетливо, чем если бы дома вдруг просто не стало. Но, помимо этого, в мифах существует еще троичное соответствие между человеческим телом, жилищем и универсумом, то есть дом здесь действительно может обозначать перемены, произошедшие и с Бильбо, и с миром.
Вообще я бы читнула какой-нибудь фанфик с соответствующим градусом постмодерна, который бы построили на юнгианской интерпретации. Но это уже мечты-мечты.
обзорам
Во многих мифологиях и культурах именно гора – это символ центра мира, главной оси, средоточия сакрального. Для Торина и компании Эребор определенно является центром мира; но в ВК отыгрывается то же самое: хоть и с отрицательным знаком, но Ородруин вырывается из профанного пространства.
Сокровище, охраняемое чудовищем – как правило, также символ священного, абсолютной реальности (по Элиаде). Победа над чудовищем – это инициация, приводящая чаще всего к приобретению бессмертия. В случае с нашими баранами классическая схема разрывается, потому что дракона побеждает не герой (ну, то есть, не тот герой, который очевидно должен был бы).
По Юнгу (который упоролся по алхимии) золото связано с трансформацией, созданием нового человека или достижением духовности. Алмаз, к слову, может быть связан с символом самости, что особенно доставляет ввиду связанных с Аркенстоуном ториновских проблем самоидентификации.
Гоблинские подземелья – особенно в фильме – воспроизводят для Бильбо обряд инициации. Пещеры, вода – это символика материнского чрева, в которое герой возвращается (умирает), чтобы возродиться в новом качестве. Это сюжет проглатывания – драконом, китом – и намерения Голлума сожрать как аллюзия на опять же инициацию (в том числе, например, шаманскую), во время которой неофита разрывают на куски, варят, съедают – чтобы возродить. Там Бильбо находит кольцо, а в мувиверсе, что показательно, именно после этого приобретает статус полноценного члена компании.
(И если для Бильбо это разыгрывается преимущественно символически, то для Гэндальфа в Мории то же самое – буквально).
(Это уже больше синие занавески, но меня веселит).
Мирквуд, в общем, сопряжен с той же символикой инициации, но скорее в юнгианской трактовке. Кроме того, что в лес также отводили для проведения инициации, лес = материнское чрево = подсознание (в фильмоверсе, особенно режиссерской версии, максимально упоротое изображение блужданий по нему как бы намекает). Изоляционизм Трандуила добавляет к «материнскому чреву». Пауки (хотя больше потом Шелоб) и, возможно, заточение у эльфов – страшная (поглощающая) мать. Спасение в бочках по воде – символика родов. То есть, Юнг бы сказал, что компания поблуждала по своему бессознательному, столкнулась с самым большим своим комплексом (ггг) и благополучно его преодолела (в книге, кстати, эта символика прослеживается четче, потому что там Торин был заключен отдельно и в труднодоступном месте – там одновременно больший акцент на инициации и заодно связь с сюжетом про заключение/убиение монарха, когда в королевстве что-то идет не так (вспоминаем Проппа).
(Даже в отрыве от мифологических интерпретаций) концовка, когда Бильбо возвращается в разоренный дом, всегда казалась мне очень печальной (понятно, что после долгого путешествия больше всего хочется просто упасть на родной диван и насладиться домом, но уж никак не бегать возвращать свое имущество) – и символической. В каком-то смысле здесь тоже обряд инициации, вот только проводят его уже не индивидууму, а его универсуму. Вернуться к растащенному на куски дому – что может четче свидетельствовать о том, что мир никогда больше не будет прежним, что дом перестал быть тем домом, что был. Таким образом, как здесь, когда остается пустая оболочка без содержимого, это даже более отчетливо, чем если бы дома вдруг просто не стало. Но, помимо этого, в мифах существует еще троичное соответствие между человеческим телом, жилищем и универсумом, то есть дом здесь действительно может обозначать перемены, произошедшие и с Бильбо, и с миром.
Вообще я бы читнула какой-нибудь фанфик с соответствующим градусом постмодерна, который бы построили на юнгианской интерпретации. Но это уже мечты-мечты.
обзорам
а в ВК, когда Фродо возвращается в разоренный Шир (ну, или не разоренный - а трансформировавшийся, наконец погруженный в актуальную ситуацию войны), это уже такая аккумулированная реприза той же идеи.
каррентно упарываюсь по медиевистике и всячески одобряю твои разборы
оо, да. об этом я забыла. вообще, если уж искать все эти мифо-мотивы, то в ВК их явно будет больше - просто я кроме самых очевидных как раз хуже помню.
пора пересматривать/перечитывать ВКтоже надо упороться по медиевистике, по юнгу уже мозги вытекают))
а что ты у Юнга читаешь, кстати?
вот отмучила "Символы и метаморфозы либидо" и в процессе "Психология и алхимия". второе более интересное. в первом ну уж слишком много повторений (и это ранняя книга, поэтому там бэйсикалли тот же Фрейд, только акцент вместо соперничестве с отцом на кровосмесительных желаниях к матери))
у МирчиЭлиаде "Священное и мирское", кстати, тот же Пропп, только без сказок и марксизма-ленинизма
ты, если что, потом мне его тоже рекомендуй) я только "герои и чудеса средних веков" читала пока
о, буду иметь в виду