воскресенье, 29 ноября 2015
heaven sentИнтереснее всего в этой серии детерминизм. Колесо сансары, да. Ничего не меняется, замок - то есть обстоятельства - восстанавливаются до первоначального состояния, у хреновины в простыне предположительно нет сознания и с ней то же, что и с замком… но у Доктора-то сознание есть, и это сознание раз за разом идет одним и тем же путем, no alarms and no surprises, меняется только циферка в годах и в самом конце уже, когда он понял, что к чему… никаких случайностей, никаких изменений, никакой свободы воли, вы понимаете? Доктор может поступить так, как поступает Доктор, а Доктор в каждую отдельно взятую секунду времени может поступить только так, как это задала вся совокупность его предшествующего опыта, из всего веера обстоятельств внешних, которые здесь лабораторно неизменны, и внутренних, из всего этого веера возможностей есть выход только в одну-единственную точку, что и происходит. Обычно фантастика исследует множественность миров, из каждой точки расходится множество дорог, а что было бы, если бы чуть-чуть не так - но здесь ничего не меняется, ни на йоту. Мне как в-общем-почти-буддисту такой взгляд на мир близок, но, честно говоря, не думаю, что это предполагалось подать именно таким образом. Это идеальная сансара. Замок восстанавливается до первоначального состояния, но совсем жутко не то, что из него нет выхода (который есть), а то, что у Доктора нет выхода из собственной головы.
Clara, my Clara.
Мы с Amy Benson как раз обсуждали после прошлого эпизода, что Клара настолько стала частью его собственного представления о «Докторе», что она должна продолжать присутствовать в его голове. Все, что было связано с ней здесь - очень-очень хорошо. Это сочетание горя и надежды, потери и сохранения. Последнюю треть серии я сидела с «in this love you are like a knife, with which I explore myself» в голове, и вот это все как-то настолько точно попадало в мои представления о том, как это должно быть, что так почти не бывает.
Здесь же этот вечный момент: это ведь не просто Клара, а Клара глазами Доктора. Здесь «ее» вопросы и ее требование не сдаваться - это лучшая часть самого Доктора, воплощенная в ней. Это его привязанность к Кларе и диалог, который он продолжает вести сам с собой. Это любовь (в любом смысле): узнать и понять человека так хорошо, чтобы видеть и воспроизводить его таким, какой он был, буквально впустить его в свою голову, раздвинуть границы своей субъективности, своего эго, принимая его в себя. Здесь это очень хорошо.
(Хотя right into feels пошел может даже не столько их нормальный «разговор», как «same is you» - «ну конечно, и если честно, это тебя и убило».
И еще та маленькая недоулыбка, смягчение лица, когда он видит впервые ее портрет).
Весь эпизод - это театральный монолог Капальди, это могла бы быть сцена, без всяких спецэффектов, и потери были бы не очень велики, потому что он слишком прекрасен, окей, больше тут сказать нечего.
И музыка. Какая музыка.
@темы:
Doctor Who
Знаешь, ещё в начале сезона, после первых двух двухсериек, были разговоры о предопределённости как теме сезона. Клиффхэнгер с маленьким Давросом на самом деле не клиффхэнгер, потому что Доктор - это Доктор. И дальше - Клара в Face the Raven не могла пойти другим путём, потому что тогда не была бы Кларой.
Здесь «ее» вопросы и ее требование не сдаваться - это лучшая часть самого Доктора, воплощенная в ней.
Это лучшая часть Клары, воплощённая в Докторе)
Знаешь, ещё в начале сезона, после первых двух двухсериек, были разговоры о предопределённости как теме сезона.
кстати, да. исходя из этого оно могло и тут действительно так задумываться, то есть показать невозможность для Доктора даже на уровне психики поступить иначе, а не только на уровне эффектного дня сурка
хотя все равно это жутко в каком-то смысле. ладно фиг с ними, с его метаниями по замку, но вот этот его момент почти отчаяния, когда внутренней Кларе приходится давать ему пинка - и, главное, когда он начинает вспоминать, что к чему?..
Это лучшая часть Клары, воплощённая в Докторе)
ох, не без этого)) хотя кстати это тоже забавно. весь сезон (да и конец восьмого) тыкали носом в то, что они похожи в "худшем" как раз, а тут вот они сошлись в лучшем
хотя кстати это тоже забавно. весь сезон (да и конец восьмого) тыкали носом в то, что они похожи в "худшем" как раз, а тут вот они сошлись в лучшем
Да) но у них вообще хорошее и плохое связано и зачастую почти одно и то же, недостатки как продолжение достоинств)