Смотри, произошло явление чая как феномена (с)
Очень забавно, как последние серии четвертого сезона играют с постулатом «точка зрения зависит от точки сидения». Я не буду упоминать таких мелочей, как печальное «Полночное» путешествие Доктора, но два раза нам дают возможность совершенно иначе воспринять персонажа только потому, что его показывают чужими глазами.
Во второй раз это альт!Десятый, конечно же, и это не так-то просто понять на эмоциональном уровне. Доктор говорит, что он не такой, Роза утверждает, что он не такой, а сам альт!Тен не слишком-то рвется говорить слово в свое оправдание. Вот и получается, что зрительско-шипперское настроение порядочно портит то, что нам не показывают и не разжевывают, что альт!Доктор – все тот же Доктор.
Второй случай – это Роза в Turn Left. Опять же, почитав по интернету, я поняла, что многих напрягло ее явление в концовке сезона. Признаюсь шепотом – меня тоже напрягло по одной простой причине: нам показывают совсем не ту Розу, которую мы знали и любили. А самое смешное то, что Роза не столько изменилась на самом деле, сколько нам показывают, как она изменилась.
В этой серии повествование идет от лица Донны, она же видит Розу. Донна, которая никогда не путешествовала с Доктором и вообще не имеет никакого представления о научной фантастике повседневной жизни путешественников во времени. Первое, что бросается в глаза – Роза значительно поднатаскалась в научно-технических штуках. И за этим следует другое обобщение: Роза больше не задает вопросы, она дает ответы. Принципиально изменилась ее роль, и это пугает. Раньше она была компаньонкой, а теперь сама стала проводницей для Донны. Донне кажется, что Роза знает ответы на все вопросы, более того, она говорит загадками и делает предсказания. Она кажется таким себе мистическим персонажем, уверенно говорит много непонятных вещей, обещает конец света через три недели, предрекает Донне смерть… на этот раз Роза сама стала Ключником, проводником, Белым Кроликом. Но, надо сказать, Кролик из нее довольно зловещий, потому что Страна Чудес в этой альт!вселенной оказывается хтоническим местом. Роза не дает ответов, но Донне кажется, что она знает все, в том числе то, чего сама Донна не знает о себе. Роза кажется Донне тоже в некотором роде alien. Точнее, не так. В этой серии и для Донны, и для зрителей Роза оказывается stranger. Незнакомец, чужак, посторонний. Кто-то не из этого мира. Но не добрый волшебник, а потустороннее существо – «мы приходим из ночи вьюжной, нам от вас ничего не нужно…». Только на несколько коротких моментов прорывается та Роза, которую знают зрители – когда она говорит о своем прошлом с Доктором и когда с улыбкой отвечает на вопрос Донны: «Я не знаю, что это… но так бы сказал Доктор».
Глазами Донны мы не видим человека-Розу, мы видим загадочную незнакомку, инопланетянку, которая знает все обо всех, которая пользуется уважением Юнита, даже не говоря им своего имени, которая открывает Донне страшную тайну ее «невыносимой легкости бытия». Роза уверенная, хладнокровная и загадочная, что тоже немаловажно. Она приходит и уходит всегда в одной и той же одежде, она знает все тайны сущего и то, что должно было бы произойти. Роза просто не кажется человеком, и уж точно – не той восторженной девочкой, которой она была. Вспоминаются слова Джеки: "по улице далекой планеты будет идти Роза Тайлер, но это уже будет не та Роза. Едва ли она вообще будет человеком".
И все потому, что мы видим ее глазами Донны. Сильный ход, не так ли? Роза так и остается для Донны stranger, она даже не называет своего имени, и в самом конце, на Доннино «я же не умру?», она лишь повторяет по-Докторовски – мне очень жаль.
Роза этой реальности хоронит Доктора, Джека и убивает Донну. Она остается совсем одна. И нужна очень большая сила, чтобы продолжать сражаться, чтобы убить эту Донну ради того, чтобы мир стал лучше, чтобы вернулся Доктор и сама, правильная Донна. Традиционный мотив - чтобы вырваться из сна, из иллюзии надо сделать что-то непоправимое. Чаще всего - убить себя. И это безумно страшно и почти легко, потому что за эту ошибку не придется платить. Роза убивает другого человека, и только ли об исправности механизма она говорит, что не знает, сработает ли это? Мне кажется, она не может быть уверенной на все сто. Мы не знаем, что чувствует Роза, когда исчезает после первой встречи с Донной. Мы не знаем, как она на самом деле реагирует на смерть Доктора. Мы не знаем, как она встречалась с Джеком, как добивалась авторитета в Юните и какова была ее реакция, когда она поняла, что должна убить Донну. Мы не знаем этого. Мы лишь вместе с Донной видим эльфоподобное, почти всеведующее существо «из ночи вьюжной», и потому она пугает нас этой своей внутренней холодностью, пустотой, ледяным стержнем внутри – ничего этого никогда не было у Розы.
Быть может, кстати говоря, именно то, через что она прошла, поможет ей лучше понять своего Доктора в синем костюме. Потому что на самом-то деле все эти смерти – не просто так, и если нам кажется, что Роза удивительно спокойно идет к цели, увидев мертвое тело Доктора, зная, что умер Джек – это не так. Более того, как бы там ни было – Роза убила человека, и это тоже просто так не проходит. Донна с трудом вспоминает этот мир, но мне кажется почему-то, что Роза не забудет его просто так.
Юпд: кстати, выходит, именно тут Донна проходит инициацию смертью для становления Доктором Донной.




@темы: nice shot, Doctor Who

Комментарии
22.09.2010 в 07:25

Истина где-то там(с)
Отличный отзыв:hi2:

А серию люблю., хотя такая Роза мне здесь немного не нравится. Именно, наверное. потому что в глазах Донны он слишком холодная и безэмоциональная.
22.09.2010 в 10:17

тающие кубики льда
получила огромное удовольствие от отзыва :heart: особенно учитывая тот факт,что я настолько залпом смотрела эти серии,что даже не было возможности все хорошенько обдумать. эта серия показалась мне самой...неприятной. это первая альтернативная реальность, где было действительно страшно. и я честно не могла сообразить,как же Роза могла во всем этом разобраться, уяснить это в своей голове, найти выход...все, безусловно, говорят в первую очередь о переживаниях Донны, но никто не думает о самой Розе, ведь ей пришлось столкнуться в этой реальности с настолько ужасными фактами...честно говоря, она и для меня до конца сезона осталась человеком безумно печальным и думающим лишь о том, как найти своего Доктора. из девочки, плохо учившейся в школе, она превратилась в настоящую выпускницу "школы Доктора". в какие-то моменты мне даже казалось, что ей абсолютно плевать на то, что может наступить конец света,потому что она ищет своего Доктора, только это имеет значение...
22.09.2010 в 11:58

Смотри, произошло явление чая как феномена (с)
Irinaultra
да-да, согласна) именно поэтому я хотела попытаться проанализировать, в чем же проблема. ну не верю я, что Роза действительно такой стала. Не настолько, по крайней мере.

Фордж
я тоже залпом, и ни на что, кроме восторженных писков, меня не хватало в тот момент) а серия действительно жутковатая. и эта пост-апокалиптическая реальность, и тварь за спиной у Донны, на которую смотрят люди...
в какие-то моменты мне даже казалось, что ей абсолютно плевать на то, что может наступить конец света,потому что она ищет своего Доктора, только это имеет значение...
да, очень интересный момент. спасение мира тут очевидно было лишь предлогом. вообще в "школе Доктора" Роза действительно училась очень хорошо, если верить этой серии. и она очень, очень хотела снова пробиться, если смогла разобраться во всей этой структуре мироздания.
24.09.2010 в 00:42

Автор Кто (с). Галлифрейский зеленый змий. Хожу по комментам и холиварю за еду.
Хм, все логично и верно, и Донну понять можно легко. :red:
Но если смотреть не с позиций Донны, а с точки зрения человека, который видел первые два сезона? Имхо, Роза в последних сериях такая же, как где-то в середине-конце второго сезона, что бы нам там ни хотели показать. Может, чуточку серьезнее и целеустремленнее. Если вспомнить, как решительно она действует в Fear Her, например, или явно лезет на рожон в Idiot's Lantern, нет ничего удивительного, что она ввязалась и в эту, безусловно, авантюрную историю с исправлением событий - тем более, таких событий: тут Доктор погибает! А когда Доктор погиб, то мир Розы рухнул. Задолго до всеобщего апокалипсиса.
Если был шанс, пусть даже такой жестокий, как отправка Донны на гибель, его вернуть, она обязана была попробовать. Пан или пропал. Она для себя так уже давно решила. Просто во втором сезоне мы этого не видели: там же все благополучно. Но, я думаю, если бы Розе пришлось тоже зажечь сверхновую, чтоб увидеть Доктора, она бы это сделала. И она, в каком-то роде, свою "звезду" сожгла. По сути-то Роза пробилась, как мы видели в первой серии 4-ого сезона, вне зависимости от необходимости кого-то или что-то спасать. Она искала своего Доктора - "и пусть весь мир подождет", как говорится! :D А спасение Вселенной, действительно, уже сопутствующая цель: мир ведь, напоминаю, уже рухнул.
Что до "школы Доктора": в условиях, когда она должна разбираться с гибнущим миром сама, в одиночку, без Доктора, при полном отсутствии времени и вполне объяснимом недоверии Донны, Роза начинает пытаться копировать поведение того, кто единственно и мог бы найти выход из данной ситуации. Она пытается быть решительной, уверенной, всезнающей - такой, какой бы только и могла поверить Донна. Ведь такому Доктору - сперва Девятому, потом Десятому - и поверила она сама. Честно признайся Роза, что уверенности нет ни в чем, что далеко не факт, что все вернется на круги своя, - и понеслась бы тогда Донна неведомо куда?
Меня во всем возвращении Розы напряг отчего-то только момент, когда она видит на экране Марту и явно ревнует. Может, просто потому, что мне Марта уж больно симпатична :) Но как-то... некрасиво это выглядит. Хотя и, что греха таить, очень по-человечески.
24.09.2010 в 00:50

Смотри, произошло явление чая как феномена (с)
Мегана
в общем-то, я где-то это и имела в виду: если абстрагироваться от точки зрения Донны, Роза все та же. просто это не так уж легко понять - опять же, на эмоциональном уровне - потому что нам показывают совсем другое. я согласна, что в Розе всегда это было, я уже как-то писала про "Дьявольскую ловушку": когда пропала связь с Доктором, Роза тоже приняла на себя лидерство, "скопировала" его и сделала это достаточно успешно. нам не слишком много показывали ее без Доктора, но мне кажется, что без него она вообще проявляет довольно неплохую склонность к лидерству. опять же, в этой серии - ее отношения с Юнитом. в ней есть эта властность, другое дело, что при Докторе ей не надо и не хочется этого проявлять. может, она и не самая умная из компаньонок, но из нее хорошая ученица, она интуитивно "ловит" в Докторе именно те моменты, которые нужны, и в критической ситуации это всплывает в ней.
Меня во всем возвращении Розы напряг отчего-то только момент, когда она видит на экране Марту и явно ревнует.
мне все-таки показалось, там было больше не ревности, а досады. то есть, с красивыми девушками в окружении Доктора Роза сталкивалась и раньше, та же Ренетт, и, в принципе, переносила это достаточно стоически, но там был такой момент, что вот она, вот уже, казалось бы, пробилась, после стольких неудачных попыток, и тут место, которое она считала своим, буквально уводят у нее из-под носа. даже в маршрутке обидно, когда ты пытаешься сесть, а тут бац - и заняли перед носом, и еще страшно счастливы по этому поводу, а тут был почти вопрос жизни и смерти. я в этот момент тоже готова была прибить Марту за несвоевременность, если честно))
24.09.2010 в 09:51

Автор Кто (с). Галлифрейский зеленый змий. Хожу по комментам и холиварю за еду.
Имя розы
:friend: Было бы интересно посмотреть эту же серию, но от имени Розы. Думаю, плач по Донне во многом прекратился бы. Хотя с ней ассоциировать себя проще: такова была бы реакция любого человека, окажись он в ситуации "умри - и весь мир выживет". Все-таки РТД красавец!

я в этот момент тоже готова была прибить Марту за несвоевременность, если честно
Хм, а мне Марту было жалко. В течение всей серии. Она очень хотела сделать что-то полезное, как, впрочем, и все остальные, но только на нее давила возможность нажать Большую Красную Кнопку. Нажимать или не нажимать - вот в чем вопрос... Кстати, есть книжка, Prisoner of the Daleks, - там люди-таки нажали на БКК. Правда, от далеков это их не спасло.
Возможно, я так симпатизирую Марте именно потому, что она-то как раз озабочена спасением Земли, а Роза просто ищет Доктора. И на этом фоне как раз досада Розы выглядит несколько... излишней. То есть понятно, что ей неприятно, что ее место "заняли", но к Донне-то она таких чувств не проявляет. Фразу "это должна была быть я" можно трактовать и как раздражение тем, что Роза должна быть в компании борцов за планету, а дурацкое отсутствие веб-камеры спутало карты, и как легкую неприязнь к самой Марте, которую представляют в качестве бывшей спутницы Доктора и которая, так сказать, действует от его имени, и как даже ревность к сопернице. Интересно: чего там больше?..
24.09.2010 в 12:56

Смотри, произошло явление чая как феномена (с)
Мегана
что интересно, то интересно. хотя Роза все же не кажется человеком, который способен хладнокровно пожертвовать чужой жизнью, пусть даже ради мира и Доктора. реакция Донны, конечно, тоже понятна, тем более что как раз в этом плане Роза была достаточно честна - да, она обещала и другой мир тоже, но она не уставала поправлять, что все дело в Докторе. по сути, она только чуть-чуть прикрыла свои приоритеты.
и все остальные, но только на нее давила возможность нажать Большую Красную Кнопку.
это да. вообще в критических ситуациях Марта тоже показывает себя молодцом. как было сказано у mysteryofobscurity, "моральных уродов Доктор с собой не таскает". мне Марта вообще наиболее всего нравится в концовке третьего сезона, когда она раскрывает карты Мастеру - в остальное время я ее не сильно люблю. мягко говоря.
насчет Розы - с одной стороны да, Марта в данном случае явно выглядит "благороднее". а с другой, снова-таки чисто по-человечески я Розу понимаю и импонирую даже этой ее одержимости. может, это и не хорошо, с точки зрения морали и общего дела это совсем не хорошо, но нельзя не уважать силу ее чувств и желаний. мне кажется, там всего понемножку - и ревности, и зависти как к "занявшей место", и просто расстройства. мне кажется, это должно быть очень болезненно для Розы, все эти ситуации, когда она пробивалась на несколько секунд, но Доктор ни разу не видел ее. опять же, если уж мне, как зрителю, было катастрофически обидно во время этих ее "промельков", то что уж говорить о ней. потеря цели, когда она уже, казалось бы, в руках...