В наших широтах книга считается, как я поняла, одной из каноничных для изучения Британии «изнутри», поэтому я сейчас в большой мере изобретаю велосипед. Я ее взяла, во-первых, потому что просто интересно, во-вторых – потому что матчасть. В плане фактов, конечно, надо делать скидку на то, что писалось это еще в конце 70х, так что достаточно многое могло поменяться, по крайней мере, в политической и социальной сфере – точно.
Плюсы: написано легко и читается быстро, и, поскольку автор – советский журналист, зачастую акцентируется внимание именно на том, что для не-британцев в диковинку, а для них самих абсолютно естественно. По большей части книга радует отсутствием советских идеологических закидонов.
Минусы: когда дело доходит до социальной и политической сферы, закидоны все-таки появляются и информацию приходится фильтровать. Нет, саму информацию-то он подает объективно, и обходится без цитирования Ленина через каждые полтора абзаца, но сам «классовый» подход к некоторым вещам и трактовка их с этой точки зрения меня лично порядочно раздражали. Поэтому кусок про политику и экономику надо читать с этим самым фильтром, а, начав мучить часть про несчастную Ирландию, большой ее кусок я просто проскочила. К тому же, не знаю – у меня осталось впечатление, что автор Британию не любит. Да, ему интересно и он пытается передать как можно больше и о фактаже, и о британском «национальном характере» - но я не увидела за этим именно любви к тому, о чем он говорит. Имхо, любой фан британских сериалов напишет на тему куда более вдохновлено – хоть и менее квалифицированно.
Я сделала подборку того, что мне показалось интересным, преимущественно по матчасти. Некоторое цитатами, некоторое – просто «положениями».
читать дальше- умываются, заткнув пробкой умывальник, в ванных нету душа
- пабы не работают с 3 до 6 дня
- Сити - финансовый центр - "квадратная миля"
- На вечерней Шафтсбери авеню после спектакля «Иисус Христос – суперзвезда» можно оказаться в пабе, где Мария Магдалина пьет джин с тоником, а Иуда заказывает себе вторую пинту темнейшего ирландского «Гиннеса». Однако, оказавшись среди людей с общими профессиональными интересами, не следует обольщаться. Если не считать пабов на Флит стрит, профессионализм этот почти не проявляется в разговорах. (с)
- отсутствие в большинстве мест центрального отопления, в квартирах отопление включается, причем традиционно не отапливаются спальни и ванны
- Кент, Сассекс, Суррей - юго-восточные графства, живописные предместья. Ист-Энд Лондона - промышленный.
- очень извилистые местные дороги, но заасфальтированы, плюс – много указателей.
- приглашение в гости за две-три недели, разговор с незнакомцами через дверь
- письменная форма обращения лучше телефона
Читая этот пассаж, сразу вспомнила Холмса, а буквально на следующей странице автор вспомнил его и сам:
- Заниматься своим делом не ради денег или карьеры, а, так сказать, из любви к искусству, для собственного удовольствия – вот в представлении англичан кредо истинного джентльмена.
…
Превосходство дилетанта над специалистом утверждает в целой галерее своих героев английская литература. Достаточно вспомнить Шерлока Холмса, который, будучи любителем, неизменно оказывался проницательнее профессиональных сыщиков Скотланд Ярда.
О системе образования:
- Выше уже говорилось, что англичане видят идеал воспитания не в родительском доме, а в закрытой частной школе. Самыми привилегированными из них считаются так называемые публичные школы.
- Ныне в Британии насчитывается 260 публичных школ. Среди 38 тысяч остальных это вроде бы капля в море. Обучается в них лишь около 4 процентов общего числа школьников.
- Если в средневековых школах упор делался на совершенствование духа, а важнейшим рычагом для этого служила религия, то Томас Арнольд поставил во главу угла формирование характера, используя для этого такой новый рычаг, как спорт. Во первых, моральные принципы, во вторых, джентльменское поведение и, наконец, в третьих, умственные способности – в таком своеобразном порядке перечислил он воспитательные цели публичной школы.
- на момент написания книги в школах до сих пор официально были разрешены телесные наказания
Для любителей описывать закрытые мальчишеские школы:
- Вторым же важным нововведением явилась система старшинства, то есть внутренней субординации среди воспитанников, которая наделяет старшеклассников значительной властью над новичками.
Для того чтобы эта субординация глубже пронизывала жизнь публичной школы, она организационно делится не горизонтально, а вертикально, то есть не на классы, а на дома. Каждый из домов объединяет воспитанников всех классов, остающихся в нем весь срок обучения от первого до последнего дня.
Именно через старшеклассников публичная школа преподает новичку самый первый и самый суровый урок: необходимость беспрекословно подчиняться всякому, кто по школьной субординации стоит хотя бы на ступеньку выше. Трудно представить себе то огромное и безжалостное воздействие, которое, подобно нажиму валков прокатного стана, оказывается здесь на характер подростка. Все, что не совпадает с общепринятыми взглядами, безжалостно подавляется. Своими неписаными законами и обычаями английская публичная школа многим напоминает бурсу. Идею субординации новичкам прививают не нравоучениями, а унизительными обычаями, наряду с которыми существует вполне официальная система телесных наказаний.
- Девизом многих публичных школ поистине могли бы стать слова: чем хуже питание, тем лучше воспитание . Классы с центральным отоплением – нововведение, с которым куда раньше познакомятся учащиеся какой нибудь второразрядной общеобразовательной школы. Спальни в публичных школах, размещающихся обычно в старинных зданиях готической архитектуры, никогда не отапливаются, как и раздевалки при спортивных залах.
- У англичан есть понятие «старый школьный галстук», с которым они привыкли связывать другое распространенное словосочетание – «сеть старых друзей».
- Подобно тому как жизнь юных затворников пронизана внутренней субординацией, такая же субординация существует и между самими публичными школами. Примерно треть из этих 260 частных учебных заведений считается более респектабельной, чем остальные, в внутри этой трети поистине элиту элит составляют наиболее старые школы: Итон, Винчестер, Регби, Харроу.
- новые вузы называются «краснокирпичными»
- Кембриджский университет в этом смысле представляет собой нечто иное. Это прежде всего 23 автономных колледжа, которые играют в его структуре неизмеримо большую роль, чем существующее параллельно деление на факультеты.
Именно колледжи, которым, как и публичным школам, присуща негласная градация по статусу, деление на более престижные и менее престижные, осуществляют набор студентов, то есть продолжают дело их социальной классификации. Именно колледжи служат центрами всех форм корпоративной жизни, то есть воспитательного воздействия на студентов.
- Оксфорд и Кембридж имеют общую своеобразную черту – систему личных наставников, своего рода научных руководителей, персонально прикрепленных к каждому студенту.
- Таким образом, студент Оксфорда или Кембриджа ходит на факультет слушать лекции, а сверх того отрабатывает каждую тему на индивидуальных занятиях в колледже, представляя наставнику письменные работы и подробно обсуждая их содержание. Словом, точнее будет сказать, что факультеты занимаются деятельностью преподавателей, в то время как заботу колледжа составляет и воспитание, и успеваемость студентов.
- Самым безошибочным клеймом класса англичане считают язык.
…
Этот особый выговор можно обрести лишь в раннем возрасте в публичных школах, а затем окончательно отполировать его в колледжах Оксфорда и Кембриджа. Откуда бы ни был родом обладатель «старого школьного галстука», его речь всегда носит отпечаток юго востока страны, где расположено большинство публичных школ, а также старые университеты.
- Англичане же склонны к недосказанности. Не только преувеличение, но даже определенность пугает их, как окончательный приговор, который нельзя оспаривать, не оскорбляя кого нибудь или не ущемляя собственного достоинства. Недосказанность же предусмотрительна, поскольку она признает свой временный характер, допускает поправки, дополнения и даже переход к противоположному мнению.
- Святой Георг и роза символизируют Англию, святой Андрей и чертополох – Шотландию, святой Давид и лук порей – Уэльс, святой Патрик и клевер трилистник – Ирландию.
- Страна поделена на 635 избирательных округов (516 в Англии, 71 в Шотландии, 36 в Уэльсе, 12 в Северной Ирландии), каждый из которых посылает в палату общин по депутату.
- В британском парламенте голосуют не руками, а ногами. При каждом разделении палаты (как называют подсчет голосов) депутаты, голосующие за, выходят в западные двери, а голосующие против – в восточные. Причем на всю эту процедуру отпускается несколько минут с момента включения сигнального звонка.
- Заседания палаты общин по традиции начинаются во второй половине дня. Так что, заслышав сигнал около десяти вечера, когда обычно голосуются важные резолюции …
- Результаты парламентских выборов, которые по традиции происходят в четверг, становятся известными утром в пятницу. В тот же самый день премьер министр извещает королеву об отставке правительства; лидер победившей партии приглашается в Букингемский дворец и после ритуала целования рук переселяется на Даунинг стрит, 10, откуда грузчики еще выносят ящики со скарбом его предшественника.
Тот факт, что большинство членов кабинета селятся в правительственных особняках, делает смену власти особенно болезненной: министр разом теряет не только пост, но и кров. Сосед премьера – канцлер казначейства, живущий на Даунинг стрит, 11, – имеет дом с одной единственной дверью.
- официальный титул премьер-министра – первый канцлер казначейства
- Великобритания – это Соединенное Королевство без Северной Ирландии, Англия – это Великобритания без Шотландии и Уэльса (то есть юго восток страны).
о да, это просто омфг)) хотя, я до сих пор не понимаю, как в американских фильмах они умудряются чуть ли не вообще без воды чистить зубы - стоит себе герой посередь чиста поля и чистит зубы щеткой. Оо
может, у них какой-то особый состав... но вообще да, я себе не представляю просто вот так вот питаться моющими средствами. ужас))