Скорее для себя - и вдруг кто заинтересуется - сделала такую вот "сравнительную таблицу" по тому, что успела отчитать и отсмотреть на тему Иуды. Ибо нужно как-то в голове укладывать в том числе. И, как там любят говорить, моя трактовка может отличаться от авторской)
Книги.Леонид Андреев – Иуда ИскариотФабула: эпизодическое жизнеописание Иуды от его присоединения к Иисусу до самоубийства. Упор на его психологию.
Иисус: «каноничен», показывается исключительно через восприятие Иуды
Иуда: предает по своей воле. Человек, «дурной от природы», отщепенец, в том числе у апостолов. Учителя любит мучительно, но тот едва ли уделяет ему какое-то внимание. Полон противоречий.
Пилат: понимает, что к чему, питает отвращение к глупой толпе, хотел бы помочь, да никак.
Апостолы: фоново
Ремарка: маст-рид первоочередной для всех, заинтересовавшихся темой. Очень сильная психология.
читать дальшеЮрий Нагибин – Любимый ученик
Фабула: ответ на вопрос, почему выбор пал на Иуду в декорациях преимущественно Тайной вечери
Иисус: Сын Божий; события его глазами, интересные замечания насчет недостатка земного счастья и того, что Мессия есть выбор
Иуда: предает по просьбе Учителя. Ученик, любящий сильнее других, «предать мог любой апостол, но только Иуда после этого повесился бы».
Апостолы: о каждом хорошего замолвлено от пары слов до пару абзацев, фоново
Ремарка: также первоочередной маст-рид, сильно эмоционально.
Генрик Панас – Евангелие от Иуды
Фабула: апостолы как лидеры политического анти-римского восстания. Широкая социально-политическая картина, путешествие Иисуса почти от начала и до распятия.
Иисус: человек, о котором впоследствии будет сложено очень много мифов. Добрый, умный от природы, вызывающий симпатию и уважение, хотя и не слишком яркий.
Иуда: предал по просьбе. Повествование от его лица. Рационалист, образованный, острый на язык, финансовая и интеллектуальная поддержка восстания. Влюблен в Магдалину, с Иисусом особо сильной эмоциональной связи нет, скорее просто взаимное уважение. Здесь он «на самом деле» не заканчивает самоубийством.
Пилат: не слишком умный солдафон
Апостолы: фоново, Иуда о них не слишком высокого мнения
Ремарка: читается достаточно интересно и познавательно, но желающие яркого взаимодействия между Иудой и Иисусом будут разочарованы
Никос Казандзакис – Последнее искушение
Фабула: путь Христа от жизни в Назарете и борьбы с Богом до признания и принятия своей миссии. Выбор между путем земным и небесным, телом и душой. Последнее искушение – простая земная жизнь.
Иисус: центральная фигура. Сын Божий; борющийся и сам с собой, и со своим предназначением, противоречивый, по-человечески слабый. Любит Магдалину, хотел бы человеческого счастья с ней, но Бог и миссия гонят его прочь. Душа его велит решать дела «любовью», обстоятельства суют в руку «секиру».
Иуда: предает по просьбе. «Вечный революционер», заинтересованный в первую очередь в свержении Рима, но искренне привязанный к Учителю. Противоречивый. «Самый сильный из учеников», подспорье и старший товарищ. Не все понимает, не со всем согласен и не боится это высказывать.
Пилат: равнодушный политик, ненавидящий евреев
Апостолы: так или иначе проработана история почти всех, но никто из них настоящей симпатии не вызывает. Сборище почти случайных, весьма слабых и зачастую трусливых людей
Ремарка: крайне интересно с точки зрения трактовки фигуры Христа, стоит читать хотя бы ради этого даже тем, кто Иудой не интересуется.
Стругацкие – Отягощенные злом
Иуда также предает по просьбе, но история эта фоновая и в достаточно непривлекательной форме, посему конкретно ради этого читать вряд ли стоит.
Х. Л. Борхес – Три версии предательства Иуды
Собственно, интеллектуальное изложение, зачесть стоит, ибо идеи весьма любопытные.
Сергея Михайлов - Иуда Искариот - предатель или святой?
тут
Киночитать дальшеИисус Христос Суперзвезда (2000)
Фабула: события начинаются чуть раньше въезда в Иерусалим и заканчиваются после распятия. Иуда считает, что Иисус совершает фатальные ошибки.
Иисус: фигура противоречивая. С одной стороны – человек, весьма избалованный вниманием, слабый, недальновидный. С другой – не все так просто и с ним.
Иуда: предает по своей воле. Бывшая «правая рука», безрезультатно пытается достучаться до Иисуса. Единственный равный. Любит Иисуса болезненно, и чувство это разрывает его и бросает в крайности. Связь взаимна, хоть и весьма вывернутым образом.
Пилат: искренне хочет помочь, но не может.
Апостолы: фоновый «слепой» фан-клуб
Ремарка: версия крайне эмоционально насыщенная. Субъективно – люблю очень.
Иисус Христос Суперзвезда (1973)
Фабула: см. выше
Иисус: спокойный, ровно-доброжелательный, вполне похож на «каноничный» образ Христа
Иуда: предает по своей воле. Мотивация скорее патриотичная, с ошибками Христа за давностью лет уже смирился, и потому с ним самим диалог вести почти не пытается.
Пилат: язвительный интеллигент, хотя и у него не без сочувствия
Апостолы: все тот же фан-клуб
Ремарка: версия куда более спокойная эмоционально, акценты смещены с взаимодействия Иуды и Иисуса на «так проходит земная слава».
Последнее искушение Христа, 1988, Мартин Скорсезе
Экранизация, достаточно близкая к роману Казандзакиса, текстуальные отличия содержательно общую картину не меняют. Смотрится легко, насколько может фильм на такую тему смотреться легко.
Там есть три линии (если мне не изменяет память), одна из них - от лица Иуды.
оо, спасибо за рекомендацию! а то у меня постепенно список запасенного заканчивается..)
Андреева и Нагибина. они оба по-своему очень сильные, причем именно в смысле психологии. у Нагибина концепция немного иная, чем в JCS, но по эмоциям ни то, ни другое не уступает.