Читаю Проппа и нахожу много любопытных вещей, связанных непосредственно с моим новым почти-фандомом.
Например,
В сказке девушка, живущая у богатырей в лесу, иногда внезапно умирает; затем, пробыв некоторое время мертвой, вновь оживает, после чего вступает в брак с царевичем. Временная смерть, как мы видели, есть один из характерных и постоянных признаков обряда посвящения. Мы можем предположить, что девушка, раньше, чем быть выпущенной из дома, подвергалась обряду посвящения.
моар...
О временной смерти говорилось выше (гл. III, § 20). Нам важно установить здесь внешние формы этой смерти, имеющие отношение к нашей сказке.
Отчего в сказке типа "волшебное зеркало" умирает девушка? Из материалов Больте — Поливки можно установить три группы предметов, от которых девушка умирает. Одна группа составляет предметы, вводимые под кожу: иголки, шипы, занозы. Сюда же можно отнести шпильки и гребенки, вводимые в волосы. Вторая группа — это средства, вводимые внутрь: отравленные яблоки, груши, виноградинки или, реже, напитки. Третью группу составляют предметы, которые надеваются. Здесь фигурирует одежда: рубашки, платья, чулки, туфельки, пояса или предметы украшения: бусы, кольца, серьги. Наконец, есть случаи, когда девушка превращается в животное или птицу и вновь превращается в человека. Средства оживления очень просты: нужно вынуть иглу или шпильку из-под кожи, нужно потрясти труп, чтобы отрава выскочила наружу, нужно снять рубашку, колечко и т. д.
...
Другим способом вызвать временную смерть было отравление. Этот способ практиковался очень широко. Юноши падали замертво, теряли сознание, а через некоторое время они приходили в себя и возвращались к жизни. Так, на Нижнем Конго руководство посвящением берет на себя жрец-волшебник (Zauberpriester). Он уходит со своими воспитанниками в лес и проводит там с ними определенное время. Они, по-видимому, при помощи наркотического средства погружаются в сон и объявляются мертвыми (Schurtz 436; Webster 173, etc). а вот тут про этих наших красавиц с чудовищами(в предыдущих сериях дом-в-лесу рассматривался как место, в котором юноши племени проходили инициацию; "мужской дом" - такая себе коммуналка, в которой жили они после посвящения и до замужества, в этом доме случались девушки, которые в сказках трансформировались в "сестриц" двеннадцати братьев, на которых обычно женится пришелец, в реальности же они были "временными женами" юношам, что считалось весьма почетным, после чего они обычно выходили замуж, предварительно пройдя до того тоже определенную инициацию, про что как раз выше)
Что дворец Амура стоит в лесу, это не специфическая черта русской сказки, это — общераспространенная черта ее.
...
Девушка обычно запродана чудовищу. Изучение запродажи показывает, что запроданный попадает в обстановку, связанную с комплексом посвящения. Что девушка продавалась родителями в мужской дом, мы уже видели выше. Мы видели, что родители сами отправляли ее туда. В сказках типа "Амур и Психея" девушка обычно слабо сопротивляется.
...
Мы и здесь легко узнаем уже знакомый нам "большой дом", хотя он в этом случае не назван и не описан. Уже выше мы видели, как девушка в этих домах снабжается пищей. Ее подают так, что она при этом никого не видит, т. е. мы имеем некоторую инсценировку невидимости услуг. Невидимые слуги — постоянная черта этих сказок. У Фрэзера дело представлено очень рационалистически. Возможно, однако, что дело здесь гораздо глубже. Мы уже знаем, что пребывающие в доме мыслились пребывающими в царстве смерти. Одна из особенностей его — невидимость. Отсюда и «слепота», и белая или черная окраска неофитов и т. д. Отсюда же, как мы увидим ниже, и шапка-невидимка. Эта несколько условная невидимость воспринималась, однако, так же реально, как условный маскированный животный вид обитателей этого дома. ... Наконец, этому не противоречит и животная природа жениха и его внезапное исчезновение, наоборот, это подтверждает догадку. Что "лесные братья" имеют животный облик, это вовсе не исключение (ср. Аф. 209). Посвященные и живущие в мужских или лесных домах часто мыслились и маскировались животными.
А что за новый почти-фэндом?
я его сама взяла) нам как раз филологи еще пару лет назад рекламировали, и теперь, наконец, руки дошли. и сейчас у меня во фленте его добровольно еще два человека читают
Once Upon a Time этот. не знаю, что там обычно идут изучать люди, когда подсаживаются на сериал на основе сказок, а у меня вот весьма специфические представления о матчасти))
эта фраза - уже почти как фандом. Маленький и уютный.
и ты описываешь уже то, что читала я!
эта фраза - уже почти как фандом. Маленький и уютный.
ага))
я сейчас читаю почти исключительно в метро и на тех парах, где не могу делать ничего нужного, так что продвигаюсь тихо-тихо((
а про безумие да... тоже очень вкусная тема
не дошла еще( рыбы уже мелькали, а вот огненные реки еще нет
в the beast below.
вааа *__* если учесть, что это первая серия Эми в аутер спейс, то даже и смысл "обряда" сохраняется
хмм, я приблизительно представляю, как там из него должны были выходить в оригинале)) показанный вариант и правда эстетичнее
.Florence.,
это "Исторические корни волшебной сказки" и рекомендую сильно, благо и написано легко и интересно)
эта фраза - уже почти как фандом. Маленький и уютный. посмотрела на вас, девушки,
устыдиласьи тоже взялась читать Морфологию. Так, глядишь, придется наверстать все, что в свое время на лекциях по мифологии и фольклору проспала