12:06

Смотри, произошло явление чая как феномена (с)
Для того, чтобы серьезное произведение (я говорю в первую очередь о приключениях и им подобных, Достоевские в рассмотрение не включаются) было успешным и вызывало сопереживание, должна наличествовать определенная степень авторской жестокости, что очевидно. Автор должен уметь причинять боль своим персонажам. Но – по крайней мере для меня – степень авторской жестокости в произведении не совсем соизмерима с тем, что и как переживается в реальной жизни.
Например, сбросить откуда-нибудь одного друга и заставить другого страдать пару лет, или убить возлюбленную героя, или устроить еще какую драматическую ситуацию – это жестоко, безусловно. Но это жестокость боли, так или иначе она вызывает катарсис. Она есть частью произведения об интересных, удивительных, выдающихся людях – собственно, о тех, о ком интересно читать; с ними может происходить что угодно, но читатель продолжает их любить, уважать и сопереживать, и даже если они потеряют очень многое или умрут, они будут теми же.
Для меня же самой большой жестокостью всегда была жестокость реализма. Не убить, а оставить жить своей обычной, ничем не примечательной жизнью, в которой «ничего не происходит». Заставить полюбить героя, а потом из героя сделать его обывателем, показать если не деградацию, то стагнацию; показать, как через двадцать лет этот герой не только не реализовал свои мечты, но уже успел почти забыть о них; весьма трогательно рассказать, как герой когда-то брал свои лучшие черты от своих друзей и связывал с ними всю свою дальнейшую жизнь, а потом заставить его нанести удар расстроганному читателю, отозвавшись о каждом из них весьма равнодушно и нелестно – вот на это необходима куда большая не жестокость даже (потому что жестокость – это причинение боли и персонажу, и самому себе, автору, если привязан к ним), а отстраненная, медицинская почти беспощадность, которая может одновременно сделать произведение очень сильным и достоверным или (что произошло со мной в детстве) отвратить от того, чтобы его читать, просто потому, что, например, я тогда была неспособна вынести по отношению к любимым героям эту авторскую беспощадность.

@темы: повсякденне

Комментарии
18.12.2012 в 12:14

я хотел обернуться трамваем
...и вот поэтому я ненавижу Роулинг.
Да и вообще - этого обывательства и реализма слишком много в жизни, слишком, чтобы о нем еще и писать. И слишком много, чтобы делать из этого культ, которому служат учителя литературы.

А сейчас я читаю Хобб, "Ученик убийцы", очень крутая фэнтезятина, и вчера я читала момент, когда учитель и близкий друг главгероя получил тяжелое ранение и едва не умер. Читаю и думаю: "Робин, если ты убьешь его - я найду тебя и вцеплюсь тебе в волосы. Не смей его убивать!!!"
Она сжалилась - заставила всю сжиматься от боли персонажа, и отпустила. Живой, живой!
18.12.2012 в 12:47

Смотри, произошло явление чая как феномена (с)
Белка Ши,
даа, и Роллинг туда же. и я концовку "Властелина колец" еще поэтому тоже не очень люблю - мне страшно жаль и Фродо, и Сэма, и эльфов впридачу.
просто если это какая-то совсем "классика", то там просто особо сопереживание герою и не предполагается. ну, по крайней мере, не до такой степени. там оно часто больше на голову, чем на сердце. но когда что-то такое начинается не в Достоевских, во мне борется внутренний литературный критик, который с умным видом рассуждает о том, как это правдоподобно и сильно реализовано, и читатель-фанат, который рыдает, вопит и бьется головой об стенку.
Читаю и думаю: "Робин, если ты убьешь его - я найду тебя и вцеплюсь тебе в волосы. Не смей его убивать!!!"
Она сжалилась - заставила всю сжиматься от боли персонажа, и отпустила. Живой, живой!

знакомо)) вот ради таких вот моментов счастья-облегчения как раз героев мучить и стоит...
18.12.2012 в 13:00

я хотел обернуться трамваем
Колокольчик фарфоровый, ну, в ВК очень светлый финал, неправда твоя. Разве что может быть Сэма действительно жалко, но он все-таки истинный хоббит и единственный, пожалуй, сохранил в себе себя, пройдя через все, потому и смог остаться в Шире и быть там счастливым семьянином - как и положено настоящему хоббиту. А вот для Фродо уход за Море с эльфами - был единственный способ вылечить себя, рана от моргульского клинка просто так не заживает, и он слишком сильно был изменен Кольцом. Кроме того, Валинор - вовсе не обязательно песни на арфах целыми днями :) Что касается эльфов - они возвращаются Домой и избавляются от вечной тоски. Так что все очень хорошо.

А я не умею не-сопереживать. И поэтому, наверное, так сильно не люблю "совсем классику".
18.12.2012 в 13:34

Keep calm & write masterpieces ©
"Бражелоном" запахло, нет?..
читать дальше
18.12.2012 в 14:08

Смотри, произошло явление чая как феномена (с)
Белка Ши,
ну, может, насчет ВК. просто для меня вообще под конец все это было очень тягостно - то, что сталось с Фродо, то, что земля из-за ухода эльфов лишалась части своего "очарования", что ли. мне под конец уже совсем не хотелось, чтобы Фродо с Сэмом дошли, мне хотелось только, чтобы Фродо оставили в покое и дали отдохнуть)
у меня в последнее время проблемы с въезжанием в новые книги, да и вообще с въезжанием, поэтому потихоньку к совсем классике приучилась :laugh: но да, твоя правда тут тоже есть)

Таирни,
еще всего-навсего "Двадцать лет спустя". даже самое начало, читаю вот; и я знаю, что дальше будет хотя бы даже та же Королевская площадь и, в общем, там все не так уж плохо, а все равно, когда описывают д'Артаньяна, который стал "хорошим служакой", и после кусочка про благородство Атоса, изящество Арамиса и т.д. он тут же проходится по недостаткам всей троицы, а потом во время приезда к Арамису и Портосу весьма цинично, я бы даже сказала, высчитывает их слабости и на чем можно сыграть... ну да, понимаю я, что это правдиво, и без розовых очков, и того же д'Артаньяна в реальности, по-хорошому, это даже не сделало бы таким уж плохим другом, но как-то все равно скребет. не знаю, какого мужества мне надо будет набраться, чтобы ВдБ прочитать, раз ты так говоришь.
18.12.2012 в 15:39

Keep calm & write masterpieces ©
Колокольчик фарфоровый, понимаю.
Но в ДЛС главное другое как раз - то, что при полном отсутствии розовых очков они все-таки в нужный момент объединяются. Да, друг к другу тот же Арамис с дАртом относятся весьма... настороженно. Да, Портос - вечный объект для иронии. Да, периодически за все свои "дивности" огребает "блаародный" граф - причем, огребает, как выяснилось из англоязычного варианта, от Арамиса за веру в Бога, от Портоса и дАрта- за это самое "блаародство". Все уже знают друг друга как облупленных, знают слабости друг друга, знают болевые точки... но при этом в решающий момент они порвут друг за друга глотку все врагам, забив на политические убеждения и прочую шелуху.
В ВдБ этого уже не будет. Ключевой, как мне кажется, момент для ВдБ - они так и не встретятся все-вчетвером. И каждый будет в своих неурядицах тонуть в итоге в одиночку. Наиболее нагляден, кстати, пример, как ни горько, Атоса.

Я ВдБ впервые прочитала в тринадцать лет в новогодние праздники... и это было ох((( Тогда еще на интуитивном уровне ох, потому что многого не понимала... Но книга жуткая абсолютно - своей закономерностью и безысходностью.
18.12.2012 в 17:02

Смотри, произошло явление чая как феномена (с)
Таирни,
я тут дочитала до встречи с Атосом и немного примирилась с действительностью от того количеста любви и уважения, которые вывалил на него д'Артаньян..) :inlove:
в принципе, да, тут отсутствие розовоочечности при таком раскладе может быть плюсом - просто к нему тоже надо привыкнуть. то есть, оно реалистично, но несколько не то, что ожидаешь.
причем, огребает, как выяснилось из англоязычного варианта, от Арамиса за веру в Бога, от Портоса и дАрта- за это самое "блаародство".
а в русском это выпустили или смазали?
18.12.2012 в 19:04

Keep calm & write masterpieces ©
от того количеста любви и уважения, которые вывалил на него д'Артаньян..)
Ой, я этот момент обожаю вообще:))) :shy:
читать дальше
18.12.2012 в 19:58

Смотри, произошло явление чая как феномена (с)
Таирни,
Ой, я этот момент обожаю вообще))
даа. там, даже если бы самого Атоса не описывали таким образом, то читателю хватило бы "транзитом" любви д'Артаньяна.
в книжке этот разговор вообще как-то душевнее вышел, в фильме сразу о политике и поскакали, а тут еще успели расшаркаться, что "несмотря на утреннюю стычку, разговор был дружеский" и все такое.
эх. как читатель за эту самую "белоперчаточность" я прощу всем остальным любые шпыняния :laugh: