Я тут доперечитывала "Хоббита", хотела написать пост еще вчера, но не успела, так что вот он.
читать дальшеЯ никогда не могла по-настоящему вовлечься в мир Толкиена не потому, что он слишком эпичен и монументален, а потому, что из этого следует недостаточная для меня психологичность. Я знаю, что происходит в головах персонажей, но я на самом деле их не вижу - и потому не могу сопереживать, только наблюдать со стороны за историей - хоть и блестящей. Все его конфликты внешние, нет ни внутренних, ни даже настоящих межличностных - где сражались бы люди, а не те идеи, которые эти люди представляют. В фильме, кстати говоря, это попытались как раз разбавить, сценой "Белого совета" и "переговоров" Гэндальфа с Галадриэль, или вот заострив динамику отношений гномы-эльфы, Бильбо-гномы и Бильбо-Торин: в книге я не увидела как настолько резкого отторжения Бильбо, так и, конечно, принятия (ну да, мне не хватило обнимашек): просто после некоторых приключений заявляется, что "его стали уважать". Ну так вот. Именно в этом смысле Толкиен остается очень сказочным, ведь его главная цель - рассказать историю.
С другой стороны, он умеет быть ужасно реалистичным - именно о таком до-жестокости-реализме я писала не так давно применимо к другому. Не вдаваясь в психологические глубины, Толкиен умеет не просто показать темную сторону героев - но сделать их по-настоящему неприятными.
Я имею в виду, ну вот Доктор, например. Вот был Тайм Лорд Викториус - страх и ужас, Доктор делает очень-очень неправильные вещи, но при этом его все равно, не знаю - оправдываешь? понимаешь? не перестаешь уважать? Вот это последнее, может, самое важное: Доктор остается Доктором, его все еще любишь, уважаешь, ждешь, пока его приведут в порядок, и, если чувства зрителя к нему и меняются, то скорее в сторону – о, как захватывающе, у него есть темная сторона или о, бедный, ему и так досталось.
А тут вот есть эльфы, хороший, мудрый народ и все такое – а потом они сначала берут в плен главных героев, абсолютно не разобравшись в происходящем и показывая себя далеко не такими уж мудрыми, а потом тупо хотят денег.
Есть Торин, который, при всех его недостатках, все-таки “свой” и хотя бы уже поэтому вызывает определенную симпатию – а потом Торина на почве “золотой лихорадки” и фамильной гордости заносит так, что я не могу никоим образом считать его правым или симпатизировать его намерениям – при том, что он все еще остается “свой”, и поэтому болеть вроде как тоже полагается за него (я, например, вполне оправдывала его требования, чтобы эльфы убрались куда подальше, но вот вообще его позиция в этом конфликте меня, хмм, крайне опечалила).
Вот Бильбо, который вроде как вообще няшка и главный герой, которому сочувствуешь больше всего – но момент, когда он отдал “врагам” Аркенстоун, меня несколько покорежил, потому что, каким бы неправым еще абзац тому не казался Торин и как бы ни хотелось, чтобы ему кто-то вправил мозги, он все еще опять же “свой”, Бильбо на его стороне – и потому, хотя я и могу понять, что он устал, что это не его проблемы и не его война, да еще и с весьма занесшимся лидером, я не могу не расценивать этот финт с камнем как предательство – хотя оно и искупается тем, что он вернулся назад, но только до определенной меры.
Сейчас я воспринимаю его поступок только как предательство. Хотя, если захотеть, оправдать его можно, но не хочется.
Правда, это все равно не мешает мне всех в Сильме оправдывать; но это что-то вроде специфики любви, наверное.
Вот потому я фильмы люблю больше.
А больше Толкиена люблю Льюиса)
я лично его оправдываю тем, что по книге они с гномами на самом деле друзьями так и не стали. максимум - боевые товарищи. и вышло, что Бильбо послали решать чужие проблемы, да еще и втравили в чужую войну, то есть он там вроде как вообще с боку-припеку. но вот этот сам факт тоже не радует. я все-таки люблю, когда герои дружат)) ну и осадочек остается в любом случае.
дорогой Эсме,
ага, уже начала, и вот эта вся мифология абсолютно очаровывает (особенно если просчитывать все приветы христианству), но по записям у тебя я уже заранее морально готовлюсь к худшему, ага))
на самом деле я и в "Хоббите" всех вышеперечисленных оправдываю, так что, подозреваю, так оно и будет.
Sectumsempra.,
Льюис в этом смысле действительно более живой, ага. и в детстве по крайней мере первым частям Нарнии я сопереживала больше) но оно мне все равно как-то не ложится.
а фильмы, блин, надо пересмотреть. ВК в смысле.
и в третий раз сходить на "Хоббита"с другой стороны за предстоящих Хоббитов теперь еще более радостно: я предчувствую, что там смогут оживить те моменты, которые в книге надо бы сделать более эмоциональными
я все-таки люблю, когда герои дружат))
ага))) И вообще, Бильбо с гномовской компанией по всем правилам должны были подружиться)
Я тут недовно узнала, что издавали "Историю Хоббита", там черновики и наброски Толкина. Теперь пытаюсь найти и скачать)
есть шанс, что в фильме исправят - хотя бы чтобы выжать слезу от души)
это которое с тем аппендиксом, который ПиДжей юзает? ой, если вдруг найдешь, можешь мне как-то маякнуть? а то у меня тоже смутные планы на, а покупать пока таки жаба..)
ой, если вдруг найдешь, можешь мне как-то маякнуть?
конечно)
и там загадки, и разговоры Бильбо со Смогом
это да. Смог очень порадовал..)
но с камнем все равно дергает
с одной стороны да, с другой - в эти самые сокровища и фамильную честь там все упиралось с самого начала, причем загрести Торин их собирался чужими руками, а дракон не кажется мне опасностью меньшей, чем осаждающие люди-эльфы. просто даже в плане мотивов мне не кажется, что это было действительно желание даже привести в чувство Торина, Бильбо хотел только уже хоть как-то свалить оттуда и отправиться домой. если бы все завершилось так, как Бильбо себе планировал, то Торин мог бы обменять часть сокровища на камень, но потом свихнулся бы еще сильнее еще и на почве уязвленной гордости. поэтому мне и кажется, что тут в Бильбо чисто человеческий эгоизм победил не менее чисто человеческую верность/ дружбу
в твоем исполнении все звучит крайне логично - крыть нечем) по крайней мере его возвращение к своим я вполне готова прочитать именно так.