22:43

Смотри, произошло явление чая как феномена (с)
этика, рефлексии, этические рефлексии

@темы: life is a gift horse in my opinion, остались пальто и я

Комментарии
15.10.2013 в 08:54

"Кровь моя холодна. Холод ее лютей реки, промерзшей до дна. Я не люблю людей."(ц)
«если Бога нет, то все позволено» Скорее если страха перед Богом(или другим всемогущим, превосходящем тебя существом) нет, тогда и нет барьеров.

А нахрена?» хочется спросить мне про призыв быть этичным/делать добро/любить людей, если у любой системы, не имеющей идеальной и/или контролирующей высшей инстанции. Если при отсутствующей идеальной вершине системы ставить собственное "ощущение комфорта бытия", то возможно призыв к добру творимому налево и направо не сразу возникнет, но как минимум не желание лишний раз вляпываться к очередное зло нарисуется быстро(хотя всегда есть исключения).
15.10.2013 в 09:27

Смотри, произошло явление чая как феномена (с)
samson.o,
Бог - не обязательно в иудео-христианском варианте - может выступать еще и целью деятельности. если я верю, что существует что-то благое, к чему я приближусь, если буду делать всегда только добро, то будет иметься, по крайней мере, желание всегда это добро делать. у тех же буддистов санкции в принципе нет (если не считать неблагой кармы), тем не менее, есть мотив делать это самое добро
но как минимум не желание лишний раз вляпываться к очередное зло нарисуется быстро(хотя всегда есть исключения).
ну это как раз и есть тот утилитаризм, о котором я говорю. такой подход просто не может быть основой для более-менее стойкой модели поведения. хорошо, если характер предполагает, а если нет? сегодня мне комфортно быть няшкой, а потом меня кто-то злит, я понимаю, что моя совесть - не такая уж сильная штука, и что меня сдерживает?
15.10.2013 в 10:09

"Кровь моя холодна. Холод ее лютей реки, промерзшей до дна. Я не люблю людей."(ц)
Колокольчик фарфоровый, страх перед Богом это не только боязнь наказания за дела неправедные, это ещё и страх лишиться той высокой цели к которой хочется и можется идти.

у тех же буддистов санкции в принципе нет ну, кроме возможности лишиться шанса на обрести просветление действительно нет, но поколения взращенные на данной философии имеют свою традиционно сложившуюся мотивацию.

Бог - не обязательно в иудео-христианском варианте - может выступать еще и целью деятельности. эээ, вообще-то он и в христианском варианте вполне себе цель.

ну это как раз и есть тот утилитаризм, о котором я говорю. такой подход просто не может быть основой для более-менее стойкой модели поведения. жаль, но похоже мы не найдем общего языка для обсуждения стол интересной темы :(

хорошо, если характер предполагает, а если нет? сегодня мне комфортно быть няшкой, а потом меня кто-то злит, я понимаю, что моя совесть - не такая уж сильная штука, и что меня сдерживает? Если переводить на себя, то совесть как сдерживающий фактор я вовсе представить себе не могу, по причине полного отсутствия оной, да преденная вами выше лень будет более логичным мотивом, как и скука.
15.10.2013 в 11:08

Смотри, произошло явление чая как феномена (с)
samson.o,
страх перед Богом это не только боязнь наказания за дела неправедные, это ещё и страх лишиться той высокой цели к которой хочется и можется идти.
в такой формулировке согласна.
эээ, вообще-то он и в христианском варианте вполне себе цель.
ну, я имела в виду, что именно в христианском варианте система как вознаграждений, так и санкций, более очевидна, чем в других, особенно если принимать существование ада-рая.
Если переводить на себя, то совесть как сдерживающий фактор я вовсе представить себе не могу, по причине полного отсутствия оной,
но тогда что вы имеете в виду под "комфортом бытия"? моей первой мыслью было толковать это в том смысле, что у человека все равно есть определенные моральные ограничения, даже если они существует без оглядки на определенную высшую инстанцию, и нежелание провоцировать внутренние конфликты, вступая в противоречие с этими моральными ограничениями, и может быть достаточной мотивацией для моральной деятельности. в таком случае моя позиция такова, что да, действительно, это может быть неплохое основание, которого может хватить и на всю жизнь отдельно взятого индивидума, но при таком раскладе легче, чем при существовании высшей инстанции, легче придумать тысячу причин и случаев, при которых это может и не сработать
15.10.2013 в 11:40

"Кровь моя холодна. Холод ее лютей реки, промерзшей до дна. Я не люблю людей."(ц)
Колокольчик фарфоровый, ну, я имела в виду, что именно в христианском варианте система как вознаграждений, так и санкций, более очевидна, чем в других, особенно если принимать существование ада-рая. Ясно. Если верно перевести на наше понимание тот же буддизм, то мы все в аду живем по умолчанию, а весь путь к нирване это не способ стать богом, как иногда не мудро трактуют некоторые, способ из ада выбраться.

но тогда что вы имеете в виду под "комфортом бытия"? более правильно на русском это будет выглядеть как, состояние максимально приближенное к покою.

это может быть неплохое основание, которого может хватить и на всю жизнь отдельно взятого индивидума, но при таком раскладе легче, чем при существовании высшей инстанции соглашаюсь полностью, но можно здорово упереться в вопрос "а зачем при таком раскладе мне индивиду вообще нужна эта высшая инстанция в его довольно стройной системе координат?" с одной стороны и нежелании отягощаться грузом в виде совершенного морального комплекса с другой. И как всегда легче, ещё не значит, что проще в каком-то конкретном случае.

легче придумать тысячу причин и случаев, при которых это может и не сработать само собой
15.10.2013 в 12:16

Смотри, произошло явление чая как феномена (с)
samson.o,
более правильно на русском это будет выглядеть как, состояние максимально приближенное к покою.
что-то вроде стоиков, эпикурейцев и всей этой братии?
но можно здорово упереться в вопрос "а зачем при таком раскладе мне индивиду вообще нужна эта высшая инстанция
резонно. и предыдущее насчет покоя тоже.
чисто теоретически можно возразить, что и в достижение этого покоя посредством морального поведения тоже надо "верить", ну, то есть, нужно подкрепленное определенным ориентиром представление о том, что, действительно, тебе спокойнее и лучше будет житься, если ты будешь поступать хорошо. но, опять же, если приближаться к реальности и не совсем отбрасывать наличие характера/совести/лени, то это более-менее логично.
наверное, у меня в оценку "ситуации" вмешивается мой некоторый максимализм, подкрепленный и литературным, и философским опытом чтения: грубо говоря, если у чего-то нет статуса абсолютной ценности/идеала/абсолюта, то об этом не стоит и говорить. то есть, лично для себя мне легче представить, что я захочу все-таки иметь некую "высшую инстанцию", даже если это здорово меня "стеснит", просто потому, что это, скажем, будет уже само по себе определенным челленджем и следовательно поводом почесать самомнение/гордыню
15.10.2013 в 12:31

"Кровь моя холодна. Холод ее лютей реки, промерзшей до дна. Я не люблю людей."(ц)
Колокольчик фарфоровый, что-то вроде стоиков, эпикурейцев и всей этой братии? угу)

чисто теоретически можно возразить чисто теоретически всегда можно что-то где-то возразить, ибо полемика бесконечна. ;)

в достижение этого покоя посредством морального поведения тоже надо "верить"не совсем отбрасывать наличие характера/совести/лени, то это более-менее логично. А кто сказал, что данная "вера" не может базироваться именно (но не обязательно только на них) на этих самых оттенках характера...

лично для себя мне легче представить, что я захочу все-таки иметь некую "высшую инстанцию" и мы опять пришли к тому, что на практике ЛЕГЧЕ.

это будет уже само по себе определенным челленджем и следовательно поводом почесать самомнение/гордыню не в коей мере не спорю, но хочу уточнить, а не будет ли рассинхронизации сознания в том месте что гордыня и наличие "высшей инстанции" мало совместимы, говоря христианским языком нам должно быть смиренными пред Богом?
16.10.2013 в 11:20

Смотри, произошло явление чая как феномена (с)
samson.o,
рассинхронизация будет, ага) поэтому - опять же чисто субъективно и психологически - у меня даже этику христианскую принять до конца не выходит.
а с остальным, в общем, согласна, да. по крайней мере, отсылка к стоикам-эпикурейцам звучит более правдоподобно, чем к тем же экзистенциалистам
16.10.2013 в 13:33

"Кровь моя холодна. Холод ее лютей реки, промерзшей до дна. Я не люблю людей."(ц)
Колокольчик фарфоровый, у меня уже давно сложилось впечатление, что где-то ориентировочно в 10 веке, когда церкви меж собой грызлись и таки уже раскололись, в диспутах своих логику христианской этики местами основательно кастрировали... вроде "канон" ихний читаешь и всё неплохо и как до пояснений и рассуждений доходишь так рассинхрон сознания и ощущение что нечто то ли пропустили то ли не заметили... так что я по православным мерках давно ушла в непроходимую ересь и возврату не подлежу.)))

Позволю себе два вопроса: 1) а отчего все обсуждения данной темы в аудитории так или иначе скатывались в утилитаризм?
2)Вы говорите, что препод разродился вопросом, чем привлекательно зло; с моей точки зрения вопрос составлен немного абсурдно и я надеюсь что мне станет понятнее логика построения сего вопроса, если вы будете любезны пояснить: а как многоуважаемый педагог трактует\определяет это самое "зло" как явление?
16.10.2013 в 19:56

Смотри, произошло явление чая как феномена (с)
samson.o,
1) а отчего все обсуждения данной темы в аудитории так или иначе скатывались в утилитаризм?
скорее не все обсуждения, а большая часть попыток высказать более-менее "собственный взгляд" на проблему. у нас из предложенных на семинар текстов были Августин, Лосский и Мартин Бубер, и, если бы мы говорили только по ним, то вопрос дальше христианского понимания никуда бы не сдвинулся. но собственно дискуссия началась с того, что кто-то сказал, что, грубо говоря, "добро у каждого свое", после чего народ понесся в соответствующем направлении.
просто, скажем так, утилитаризм, особенно если противопоставлять христианскому понимаю, предполагает некоторую релятивность, потому именно "оппозиционно" о нем думалось в первую очередь
если вы будете любезны пояснить: а как многоуважаемый педагог трактует\определяет это самое "зло" как явление?
ну а вот сие науке тоже неизвестно)) логика "дискуссии" была такова, что мы поговорили про добро (по большей части все крутилось вокруг того, все-таки стоит говорить о нем как о "идее блага" или оно "у каждого свое"), а потом вроде как надо было переходить и к злу. поскольку, как я уже сказала выше, в обсуждение понамешали одновременно и христианства, и экзистенциализма, и вообще кто что вспомнить смог, в каком смысле понимать зло, ясно тоже не было. но у препода, например, была тенденция примешивать еще воплощение "зла" в искусстве, хотя там вообще обычно речь идет об "уродливом" - все эти Бодлеры, Кафки и байроничные герои