23:48

Смотри, произошло явление чая как феномена (с)
Я сегодня дочитала "Страх и трепет" Кьеркегора, и, если вспомнить о моей вчерашней минутке вечной боли, продолжившейся переслушиванием саундтреков JCS, неудивительно, что две мои мысли слились воедино - в сторону Иуды разлива JCS и ему подобных "оправдалок".
читать дальше

@темы: Іуда, раби цікавості та пихи (с)

Комментарии
19.10.2013 в 00:31

Not playing with a full deck. Запатентованный голос безумия.
А почему религиозное выделяется в отдельный план? Это же просто этика разного формата: личная, общественная и мистическо-обрядовая. ИМХО, не вижу разницы между Исааком и Агамемноном. Просто у Агамемнона это мистическо-обрядовое совпадает с общественным, а Исааку повезло меньше.
19.10.2013 в 00:53

Смотри, произошло явление чая как феномена (с)
Antitheos,
ух, попытаюсь объяснить, что Кьеркегор имеет в виду.
у него этическая стадия характеризуется тем, что индивид вступает в опосредованное определенными нормами и воззрениями отношение к "всеобщему" (не обязательно обществу, может просто чувству долга или ему подобному). индивид принимает решения, опираясь на уже существующую "норму", которая, например, требует принести в жертву любимое ради общего блага, и находит опору и поддержку в этой норме. ему нужно совершить над собой усилие, чтобы возвыситься до принесения в жертву единичного общему, но, когда это усилие совершено, он может успокоиться и почивать на лаврах. и, собственно, идея этой стадии такова, что "всеобщее выше единичного", и индивид поступает этично, обращая внимание на это.
в религиозной стадии это отношение человек-абсолют без опосредования "нормой" или объяснимым "чувством долга", на которые можно было бы опереться и доказать свою правоту. более того, если Агамемнон делает это для "общества" (и тут ведь не обязательна религиозная подоплека), то Авраам, по сути - для самого себя. никому другому, кроме него самого (и его отношений с Богом) от того, что он принесет в жертву сына, лучше уж точно нигде не станет, у него нет "всеобщего". и в этом смысле Авраам как индивид оказывается, во-первых, в "абсолютных отношениях с абсолютом", во-вторых, он оказывается важнее не только всеобщего (потому что оно тут не при чем и даже не одобряет), а и в каком-то смысле и абсолюта тоже (потому что этой вот "силой абсурда" он все же получает желаемое, Исаака, назад). то есть в каком-то смысле он абсолютный эгоист, его жертва самым дорогим для него имеют целью получение только больших духовных благ (абсолютного) для него же.
ну и плюс вот эта вот "сила абсурда" - на этической стадии герой должен, грубо говоря, "переступить через себя", в то время как на религиозной он должен точно так же сначала "переступить через себя", стать смиренным, но пойти дальше и поверх этого еще и сохранять веру в то, что Бог настолько всеблагой и прочая прочая, что он в действительности не захочет эту жертву; что он как индивид важнее любого "общего блага" как раз потому, что он в отношениях с абсолютом
дурное дело - пытаться пересказывать Кьеркегора
ну, то есть, с "внешней" точки зрения, подозреваю, разницы действительно нет, но Кьеркегора интересуют именно диалектические тонкости психики, сознания и этой вот этичности/веры индивидов, которые оказываются в этих ситуациях, в первую очередь как раз поступающего "неэтично" Авраама
19.10.2013 в 01:11

Not playing with a full deck. Запатентованный голос безумия.
Колокольчик фарфоровый, а как характеризовать миф про Иону с этой точки зрения - этическая это стадия или религиозная?
то есть в каком-то смысле он абсолютный эгоист
Вот как бы да, "тихо сам с собою". Но разве у Агамемнона не было веры в силу абсурда (в конце концов, Ифигения ведь выжила) и веры в особые отношения если не собственные, то дочери с абсолютом?
19.10.2013 в 02:04

Смотри, произошло явление чая как феномена (с)
Antitheos,
а как характеризовать миф про Иону с этой точки зрения - этическая это стадия или религиозная?
сходила на вики, восстановила в памяти сюжет
я бы сказала, что скорее этическая - хотя бы по тому факту, что ему кажется, что ему кажется, что он лучше, чем Бог, знает, куда ему ехать, карать или не карать грешников - то есть, он не до конца верит (=доверяет) Богу, поэтому не может быть "рыцарем веры". но это уже тоже имхо
Но разве у Агамемнона не было веры в силу абсурда (в конце концов, Ифигения ведь выжила) и веры в особые отношения если не собственные, то дочери с абсолютом?
я полагаю, Кьеркегор подчеркивает то, что Агамемнон в первую очередь верил в то, что это нужно "для общего блага" и что это его долг перед людьми - а долг перед божеством только постольку поскольку это божество может сделать нехорошо его обществу и он будет чувствовать себя виноватым за то, что не предотвратил. у Авраама не было никакой угрозы санкций, в отличие даже от многих его "коллег", ну и собственно благой цели, кроме как выполнить волю божию, тоже не было. то есть, у Агамемнона (и вообще того, что Кьеркегор называет "трагическим героем") в принципе есть "объективная" цель (еще и оправдывающая средства)
там еще пример со сказкой типа красавицы и чудовища, где чудовище-соблазнитель может быть спасен невинной девушкой, а может и развратить ее и превратить в демона ее саму и ухудшить собственное положение. на этической стадии он должен бы отказаться от девушки и сидеть раскаиваться, что вообще подумал о ней (общее - ее чистота или там мораль выше его "я"), а на религиозной он совершает "прыжок веры", полагается на ее невинность, более того, должен не раскаиваться в этом, а идти с мыслью "так и надо" (его "я" не менее ценно, чем "невинность" или любовь, которая, в свою очередь, все же преображает).
19.10.2013 в 02:32

Легко ступаю по Земле...(с)
Как интересно все-таки получается! Почти со многим соглашусь)
*перечитала пост, перечитала дискуссию*
Увлекательно! =) Особенно понравилась разница между этической и религиозной стадиями.
Хм, а что с эстетической стадией?:hmm:
19.10.2013 в 03:00

Not playing with a full deck. Запатентованный голос безумия.
Колокольчик фарфоровый, мне всегда казалось, что ослушание божества в любом случае карается санкциями, неважно, говорится о них заранее или умалчивается. Ионе никто не говорил, что ему будет плохо, если он ослушается божественной воли. А плохо все-таки стало. Значит, Авраам не мог быть избавлен от страха возмездия. А на возмездие за оскорбление своей персоны ветхозаветный абсолют был скор, как и греческие боги.
Поясни, пожалуйста, подробнее про красавицу - что с ней надлежало делать чудовищу на религиозной стадии?
19.10.2013 в 09:27

Колокольчик фарфоровый, восхищаюсь твоей способностью удачно пересказывать кьеркегора!
19.10.2013 в 11:24

Смотри, произошло явление чая как феномена (с)
Очарованная_Странница,
про эстетическую стадию он меньше говорит, но если видишь на картине каких-нибудь вполне себе гениальных художников/писателей/творческих личностей, которые делают все во имя искусства и при этом выглядят полными сволочами (собственно, по-моему все без исключения фильмы про художников такую картину представят)), или просто человека, который принимает решения с оглядкой на "драматический эффект", эгоистичен не потому, что осознает свою ценность перед богом, а потому, что не способен подчинить единичное всеобщему - это где-то оно

Antitheos,
замечание резонное, но в рамках самого Кьеркегора на него можно ответить только тем, что я уже пыталась пересказать - он на другом все-таки акцентирует внимание. он, кстати, как "эпизод" принадлежности Авраама именно к религиозной стадии выводит его молчание, что он ни Сарре, ни слуге, ни самому Исааку ничего не сказал: на этической стадии он должен был рассказать о своих намерениях, это вообще стадия "откровенности", в то время как религиозная стадия - "сокровенности", Авраам молчит, но молчит не потому, что не хочет говорить, а потому, что его не поймут, а "не поймут" = "он вообще не говорит". в конце концов, если бы во главе угла стоял именно страх санкции, разве не стоило бы ему попытаться это объяснить - предполагаю, что для ветхозаветной религиозности это был бы весомый аргумент
цитата в студию
с чудовищем там проводится еще и разграничение эстетической и этической стадии, поэтому я сама на примере настаивать не буду, ибо могу запутаться :laugh: но суть, в общем-то, там та же: сначала движение смирения и самоотречения (во имя этики оно бы закончилось в лучшем случае как-нибудь разговором по душам с девушкой и отправкой ее домой - собственно, на нем бы дело и закончилось), но вслед за ним совершается прыжок веры: чудовище, с одной стороны, отрекается от своего спасения во имя этики (девушки), но, с другой, верит, что спасения заслуживает и что оно возможно, а также верит в то, что девушка собственно может его спасти, что она "сильнее" его, и потому он должен положиться на эту силу - и это будет истинное смирение, а не ложное (в котором больше гордости "я так плох, что мне никто не поможет"). самсин лайк зет

некто лукас,
приятно :-D вообще мне года полтора назад надо было делать доклад на эпистемологию по "Заключительному ненаучному послесловию". я прочитала, охренела, перечитала, потом таки поняла не только, где там эпистемология, но и как это изложить академично - до сих пор собой горжусь))
19.10.2013 в 21:06

Колокольчик фарфоровый, оо, это достойно всяческих похвал)
на самом деле, не самый частый навык - у меня самой даже вот с ницше была проблема с академичным изложением и критикой (потом, правда, по ходу разбирательств было обнаружено, что я просто плохо его знала и понимала))
20.10.2013 в 00:21

Смотри, произошло явление чая как феномена (с)
некто лукас,
мне кажется, "минус" Ницше по сравнению с Кьеркегором в этом плане в том, что у Кьеркегора хотя бы приблизительно одна концепция на одно произведение, пусть даже и весьма беспорядоченно изложенная, и у Ницше обычно "собери три произведения и получи представления о воли к власти в подарок")
на нашем учебном уровне, по крайней мере, в академическом изложении неакадемических товарищей есть свой кайф, потому что там действительно надо включать мозги и ты точно уверен, что делаешь хоть какой-то минимальный анализ-синтез, а не только пересказываешь текст :-D
20.10.2013 в 01:21

"собери три произведения и получи представления о воли к власти в подарок" - ааааааа, это отлично сказано))
по второму - есть такое, да. с другой стороны, и с академическими приходится попотеть, чтобы изложить их осмысленно, а не как в типовых учебниках про идеализм-материализм и про "кант считал, что надо поступать с другими так, как хотелось бы, чтобы поступали с тобой" :facepalm:
20.10.2013 в 09:49

Смотри, произошло явление чая как феномена (с)
некто лукас,
в типовых учебниках про идеализм-материализм и про "кант считал, что надо поступать с другими так, как хотелось бы, чтобы поступали с тобой"
есть такое дело :laugh: