Я сегодня дочитала "Страх и трепет" Кьеркегора, и, если вспомнить о моей вчерашней минутке вечной боли, продолжившейся переслушиванием саундтреков JCS, неудивительно, что две мои мысли слились воедино - в сторону Иуды разлива JCS и ему подобных "оправдалок".
читать дальшеКьеркегор же о чем говорит. Если передать очень-очень топорно, то существует три стадии, на которых может существовать человек: эстетическая, этическая и религиозная. Этическая, в границах которой пребывает большинство "хороших" людей, заключается в следовании долгу и подчинении индивидуального всеобщему. Агамемнон приносит Ифигению в жертву божеству, и это его жертва друзьям и соратникам, все это отлично понимают и принимают, его не осуждают, Агамемнон - трагический герой, он пожертвовал одной этикой (любовь к дочери) ради другой (более "значимый" и "общественный" долг). На религиозной же стадии этическое переступается верой и следованием воли Бога. Авраам собирается принести Исаака в жертву не ради некоего "всеобщего", а потому, что ему так сказал Бог, он пребывает в "парадоксе", не зная, правильно ли он поступает (то есть, это "испытание" или "искушение"), его этическое заключается в любви к Исааку, религиозное требует, не отказываясь от любви, убить сына, и Авраам одновременно готов сделать это и "силой абсурда" продолжает (и должен продолжать) верить, что не только "Богу виднее", но и что каким-то неведомым Исаак как-то все же останется с ним (то есть, что Бог одновременно просит и не просит это сделать).
Так вот, к чему это - любопытно было бы применить такую вот кьеркегоровскую методологию к тем произведениям (или их абстрактному синтетическому варианту), в котором Иуда предает Иисуса по более "возвышенным" мотивам - впрочем, больше это касается даже не столько "аффективных" версий вроде JCS, Андреева и иже с ними, а тех вариаций на тему, в которых Иуда предстает "сообщником" в деле спасения рода людского, поскольку без предательства не было бы и искупления. В таком случае первая часть марлезонского балета решения и исполнения предательства вполне позволяет вписать Иуду в схему "рыцаря веры", который верой превосходит этическое (что, собственно, и выглядит предательством для остальных, но является исполнением "сообщничества" с Богом), причем, по всей видимости, как и положено "рыцарю веры", вполне может одновременно верить, что должен сделать то или иное, сомневаться в правильности "толкования" и "силой абсурда" верить, что самой смерти Иисуса не будет (тут как раз вполне впишется и JCS со странным удивлением Иуды, когда он приходит к первосвященникам с претензиями о том, как избили Иисуса); а дальше, по всей видимости, он "выпадает" из этого парадокса, вера и "сила абсурда" оказываются недостаточно сильны, он вновь возвращается на "этическую" стадию, с которой оценивает свой поступок, как он с этической стадии только и может выглядеть - то есть, как предательство, приведшее к страшной смерти - и собственно вешается.
Когда-нибудь я перестану использовать каждую понравившуюся философскую концепцию как методологию для анализа других любимых произведений - но не сегодня, не сегодня.
@темы:
Іуда,
раби цікавості та пихи (с)
ух, попытаюсь объяснить, что Кьеркегор имеет в виду.
у него этическая стадия характеризуется тем, что индивид вступает в опосредованное определенными нормами и воззрениями отношение к "всеобщему" (не обязательно обществу, может просто чувству долга или ему подобному). индивид принимает решения, опираясь на уже существующую "норму", которая, например, требует принести в жертву любимое ради общего блага, и находит опору и поддержку в этой норме. ему нужно совершить над собой усилие, чтобы возвыситься до принесения в жертву единичного общему, но, когда это усилие совершено, он может успокоиться и почивать на лаврах. и, собственно, идея этой стадии такова, что "всеобщее выше единичного", и индивид поступает этично, обращая внимание на это.
в религиозной стадии это отношение человек-абсолют без опосредования "нормой" или объяснимым "чувством долга", на которые можно было бы опереться и доказать свою правоту. более того, если Агамемнон делает это для "общества" (и тут ведь не обязательна религиозная подоплека), то Авраам, по сути - для самого себя. никому другому, кроме него самого (и его отношений с Богом) от того, что он принесет в жертву сына, лучше уж точно нигде не станет, у него нет "всеобщего". и в этом смысле Авраам как индивид оказывается, во-первых, в "абсолютных отношениях с абсолютом", во-вторых, он оказывается важнее не только всеобщего (потому что оно тут не при чем и даже не одобряет), а и в каком-то смысле и абсолюта тоже (потому что этой вот "силой абсурда" он все же получает желаемое, Исаака, назад). то есть в каком-то смысле он абсолютный эгоист, его жертва самым дорогим для него имеют целью получение только больших духовных благ (абсолютного) для него же.
ну и плюс вот эта вот "сила абсурда" - на этической стадии герой должен, грубо говоря, "переступить через себя", в то время как на религиозной он должен точно так же сначала "переступить через себя", стать смиренным, но пойти дальше и поверх этого еще и сохранять веру в то, что Бог настолько всеблагой и прочая прочая, что он в действительности не захочет эту жертву; что он как индивид важнее любого "общего блага" как раз потому, что он в отношениях с абсолютом
дурное дело - пытаться пересказывать Кьеркегорану, то есть, с "внешней" точки зрения, подозреваю, разницы действительно нет, но Кьеркегора интересуют именно диалектические тонкости психики, сознания и этой вот этичности/веры индивидов, которые оказываются в этих ситуациях, в первую очередь как раз поступающего "неэтично" Авраама
то есть в каком-то смысле он абсолютный эгоист
Вот как бы да, "тихо сам с собою". Но разве у Агамемнона не было веры в силу абсурда (в конце концов, Ифигения ведь выжила) и веры в особые отношения если не собственные, то дочери с абсолютом?
а как характеризовать миф про Иону с этой точки зрения - этическая это стадия или религиозная?
сходила на вики, восстановила в памяти сюжет
я бы сказала, что скорее этическая - хотя бы по тому факту, что ему кажется, что ему кажется, что он лучше, чем Бог, знает, куда ему ехать, карать или не карать грешников - то есть, он не до конца верит (=доверяет) Богу, поэтому не может быть "рыцарем веры". но это уже тоже имхо
Но разве у Агамемнона не было веры в силу абсурда (в конце концов, Ифигения ведь выжила) и веры в особые отношения если не собственные, то дочери с абсолютом?
я полагаю, Кьеркегор подчеркивает то, что Агамемнон в первую очередь верил в то, что это нужно "для общего блага" и что это его долг перед людьми - а долг перед божеством только постольку поскольку это божество может сделать нехорошо его обществу и он будет чувствовать себя виноватым за то, что не предотвратил. у Авраама не было никакой угрозы санкций, в отличие даже от многих его "коллег", ну и собственно благой цели, кроме как выполнить волю божию, тоже не было. то есть, у Агамемнона (и вообще того, что Кьеркегор называет "трагическим героем") в принципе есть "объективная" цель (еще и оправдывающая средства)
там еще пример со сказкой типа красавицы и чудовища, где чудовище-соблазнитель может быть спасен невинной девушкой, а может и развратить ее и превратить в демона ее саму и ухудшить собственное положение. на этической стадии он должен бы отказаться от девушки и сидеть раскаиваться, что вообще подумал о ней (общее - ее чистота или там мораль выше его "я"), а на религиозной он совершает "прыжок веры", полагается на ее невинность, более того, должен не раскаиваться в этом, а идти с мыслью "так и надо" (его "я" не менее ценно, чем "невинность" или любовь, которая, в свою очередь, все же преображает).
*перечитала пост, перечитала дискуссию*
Увлекательно! =) Особенно понравилась разница между этической и религиозной стадиями.
Хм, а что с эстетической стадией?
Поясни, пожалуйста, подробнее про красавицу - что с ней надлежало делать чудовищу на религиозной стадии?
про эстетическую стадию он меньше говорит, но если видишь на картине каких-нибудь вполне себе гениальных художников/писателей/творческих личностей, которые делают все во имя искусства и при этом выглядят полными сволочами (собственно, по-моему все без исключения фильмы про художников такую картину представят)), или просто человека, который принимает решения с оглядкой на "драматический эффект", эгоистичен не потому, что осознает свою ценность перед богом, а потому, что не способен подчинить единичное всеобщему - это где-то оно
Antitheos,
замечание резонное, но в рамках самого Кьеркегора на него можно ответить только тем, что я уже пыталась пересказать - он на другом все-таки акцентирует внимание. он, кстати, как "эпизод" принадлежности Авраама именно к религиозной стадии выводит его молчание, что он ни Сарре, ни слуге, ни самому Исааку ничего не сказал: на этической стадии он должен был рассказать о своих намерениях, это вообще стадия "откровенности", в то время как религиозная стадия - "сокровенности", Авраам молчит, но молчит не потому, что не хочет говорить, а потому, что его не поймут, а "не поймут" = "он вообще не говорит". в конце концов, если бы во главе угла стоял именно страх санкции, разве не стоило бы ему попытаться это объяснить - предполагаю, что для ветхозаветной религиозности это был бы весомый аргумент
цитата в студию
с чудовищем там проводится еще и разграничение эстетической и этической стадии, поэтому я сама на примере настаивать не буду, ибо могу запутаться
некто лукас,
приятно
на самом деле, не самый частый навык - у меня самой даже вот с ницше была проблема с академичным изложением и критикой (потом, правда, по ходу разбирательств было обнаружено, что я просто плохо его знала и понимала))
мне кажется, "минус" Ницше по сравнению с Кьеркегором в этом плане в том, что у Кьеркегора хотя бы приблизительно одна концепция на одно произведение, пусть даже и весьма беспорядоченно изложенная, и у Ницше обычно "собери три произведения и получи представления о воли к власти в подарок")
на нашем учебном уровне, по крайней мере, в академическом изложении неакадемических товарищей есть свой кайф, потому что там действительно надо включать мозги и ты точно уверен, что делаешь хоть какой-то минимальный анализ-синтез, а не только пересказываешь текст
по второму - есть такое, да. с другой стороны, и с академическими приходится попотеть, чтобы изложить их осмысленно, а не как в типовых учебниках про идеализм-материализм и про "кант считал, что надо поступать с другими так, как хотелось бы, чтобы поступали с тобой"
в типовых учебниках про идеализм-материализм и про "кант считал, что надо поступать с другими так, как хотелось бы, чтобы поступали с тобой"
есть такое дело