Смотри, произошло явление чая как феномена (с)
Поэзия отличается от прозы, как сплетение ветвей отличается от ствола. Ствол – толстый, прямой, растет вверх, ну, понятно. Суть поэзии – в голых ветвях, в структуре, которую плетет поэт, уподобляясь при этом более всего вязальщику (спицами или крючком, кому как нравится). Поэт вяжет структуру, и слова, отдельные из которых могут быть случайными, накладываются на эту структуру, на этот узор, как листья на ветви – конечно, добавляют что-то, зелени там, красок, выразительности – но на самом деле являются второстепенным по отношению к тому, что составляет саму сущность поэзии, то есть, вот этому структурному плетенью. Не знаю уж, ритм, рифма или что-то еще лежит в основе этой структуры, из меня никудышная вязальщица (за этим отправляйтесь к Бродскому, на основе идей которого и развилась эта метафора), но это так.

Люди часто не умеют работать со структурой текстов. В каждом тексте, как и в случае с поэзией, есть, допустим, ветки и листья. Ветки – то, что составляет суть, листья – форма изложения, стиль, художественные детали и все такое. Правильно проанализировав текст, человек извлекает из него целостную структуру – жесткий каркас из ветвей. И может его сохранить себе и, самое главное, передать другим. Человек можешь воспроизвести структуру как ответ на семинаре, а может – обучая кого-то другого.
Большинство людей при работе с текстами (что видно по семинарам) пытаются не извлечь этот каркас из ветвей, а проглотить и прожевать всю листву с них. А потом просто говорят про эту листву, или скорее отплевываются ею, и выходит, что вроде и читали, вроде даже что-то и поняли, но все как-то не связно, не по сути. И уж тем более не могут никого другого научить – а все потому, что не научились отделять ветви от листьев.

Понимание текстов, «коммуникация» с ним и воспроизведение текста на семинаре может происходить так:
- когда ты желаешь установить связь между собой и текстом или между текстом и другим текстом, ты как бы стреляешь из лука в туман, который вокруг тебя, попадаешь в дерево, и вот у тебя есть ты, оно и веревка между вами. Готово, связь между тобой и текстом (или текстом и текстом) установлена, теперь можно просто потихоньку наматывать на руку эту веревку и идти к дереву – развивать мысль;
- в том же тумане можно не стрелять из лука, а как бы осуществлять навигацию по эхолокатору: кидать много мячиков в разные стороны, часто абсолютно хаотично и беспорядочно, чтобы нащупать, где там деревья. Мячики возвращаются (может, не все), ты их ловишь, ориентируешься по звуку, где там дерево, бросаешь тут же дальше – создаешь, в общем, благодаря этим мячикам и эху от них картину происходящего вокруг. Ни одного дерева толком не поймал, даже не увидел, где оно, зато захватил много.
(Впрочем, об обоих этих случаях можно говорить лишь тогда, когда человек на этапе чтения ухватил структуру текста, иначе – смотри выше – будет стоять на месте и плеваться листвой).

@темы: doors of perception, остались пальто и я