Смотри, произошло явление чая как феномена (с)
У Кларк мир фейри - одна большая метафора бессознательного. Магия Аскгласса, нереспектабельная, связана с войной, смертью, безумием - и, собственно, с фейри. Джентльмен со своим желанием дружить, не понимая причиняемого вреда, похож на ребенка - что означает удовлетворение желаний при отсутствии супер-эго. Фейри в принципе не понимают человеческой морали и, что еще веселее, сами по себе описываются как существа ленивые, неспособные на самоорганизацию - поэтому они принимают правителя из людей, способного структурировать их бытие. Безумие (не только у Кларк, я сходу вспоминаю хотя бы максофрая) очень часто становится в связь с магией, с достижением большего могущества. Безумие, бэйсикалли, это неспособность справиться с атакой бессознательного, неспособность различить и разделить два мира - «реальный» и «бессознательный», к которому в таких случаях примыкает мир магии (или, шире, в принципе сакральное). Норрелл с его респектабельностью - ходячее супер-эго и репрессия, Стрендж - медиатор между ним и миром живой магии (то есть, условно, «эго»). Невозможно достичь могущества и при этом сохранить свое «я» в неприкосновенности, магия - как и безумие - всегда меняет. Настоящая магия всегда связывается с творчеством, с вдохновением, с доступом к чему-то скрытому - одновременно в себе и в мире. Маг, как и художник, вступает в отношения с чистой энергией, и его мастерство, книжные знания, нужны для того, чтобы найти баланс между «я» и этой энергией.
пожалуйста
только не Фрейд и фэйри
во имя Толкина
не будь так жестооока
я бы скорее сказала, что это Юнг, Мирча Элиаде и фейри))
я тут понимаю "бессознательное" в широком смысле - не как либидо с комплексами, а как, мм, канал связи человека с не-человеческим, или сверх-человеческим - в общем, чем-то более всеобъемлющим, чем "я"
ведь понятно, что тот же Пропп слишком все редуцирует к марксистскому позитивизму, но при этом не менее понятно, что литературные фейри и магия имеют связь с историей религии и теми этапами развития сознания человечества, когда индивидуальное я еще не было так прочно отделено от коллективного - и от той же природы. и в этом смысле "бессознательное", оно же невидимый мир, является в принципе любым сакральным (которое одновременно и источник блага, и табу). мир фейри выступает как бы обратной стороной, изнанкой "профанного" мира. (хотя и срабатывает только тогда, когда можно построить вот эту оппозицию между сакральным и профанным - у Кларк это сделать можно, у Толкина нет, там та стадия, когда еще все сакрально). мне кажется, такой подход не отказывает сказке в ее волшебстве.
В общем, мне больше нравится идея не противоположности, а просто отдельно стоящего концепта, который по какой-то причине вынужден коммуницировать с человеческим. Это, не знаю, как-то так симпатично выглядит в своей необязательности.
понимаю. на моей "трактовке" лежит суровая печать антропоцентризма, выходит)) ну и я в принципе привыкла во всем искать стройную систему, в условия которой можно запихать все что угодно.
хотя, даже с такой точки зрения "отдельности" (может, с нее тем более) очень интересно рассмотреть положение магов - ну или вот как раз этих человеческих королей для фейри - то есть когда человек с фейри не просто случайно сталкивается, а когда им друг от друга что-то нужно. это очень интересное состояние.