четверг, 03 сентября 2015
Как-то раз, когда я (на рассвете пьяная) сказала о том, что ничего на самом деле не хочу, меня спросили: а это случайно не отрицание ценностей, которые просто не смог достичь?
Да, ответила я, в каком-то смысле это так.
И нет, в другом смысле это совсем не так.
читать дальшеРеальность, побуду кэпом, очень часто подсовывает хрень, которую человек изменить не в состоянии.
Свежайший, с пылу с жару социально-бытовой пример из моей жизни: на второй день моего нового университета у меня меняют расписание так, что это полностью похеривает мои планы на курсы немецкого и частично - занятия в художке.
И я хожу, конечно, фрустрированная и злая, особенно на университет, который мне и так, давайте будем честными, не больно-то был нужен.
Что я могу изменить в этой ситуации?
Расписание я изменить не могу. Могу либо бросить универ (что на второй день учебы немного радикально), либо удовлетворять свои желания другими способами (что возможно - но я-то хотела именно тот!) - или изменять себя, а не мир. То есть смириться, пожать плечами и решить, что конец света не настанет, если я посижу семестр без немецкого вообще или конкретно в этом месте, или что другие способы тоже неплохи, и что, в общем, мое желание достичь цель А, на пути к которой встала реальность, было не настолько сильным, чтобы всерьез расстраиваться из-за невозможности оную цель А достичь. И в результате новое расписание бесит уже не настолько сильно, и я действительно ищу пути отступления, и, что самое главное, я вновь спокойна и в целом довольна жизнью.
Очевидно, этот подход очень пассивен. С ним много гор не свернешь. Но моя конечная цель - не свернутые горы, а чтобы мне было хорошо. Часто считается, что хорошо может быть только потому, что свернул гору. Но вообще-то хорошо может быть просто так - совершенно отдельно от горы. И чем меньше я хочу сворачивать гор, тем легче сделать так, чтобы мне было хорошо.
Я бы хотела изменить мир - начиная от моего расписания и заканчивая всеми теми вещами, о которых пишут в новостях. Но я не верю в изменение мира. По крайней мере, в немедленное изменение, в котором я могу непосредственно участвовать - то есть, имеющее какое-либо отношение ко мне. Иногда это все еще заставляет меня грустить, и я завидую людям, которые могут всерьез бороться за какие-то улучшения - но я куда комфортнее чувствую себя в роли пессимистичного созерцателя, а не деятеля, и эта роль входит в список тех вещей, в изменение которых я не верю.
(Маленький дисклаймер: мое «хорошо» включает в себя таковое других людей и прочие категорические императивы, равно как и веру, что их изменить я тоже не могу).
(Последние абзацы можно коротко подытожить любимым нашим словом «Сансара»).
И да, это отрицание ценностей, которых я не смога/могу достичь. Я уже не верю в то, что вотпрямщас напишу какую-нибудь нетленку - и поэтому не хочу этого.
И нет, это утверждение других ценностей, которые я по тем или иным причинам признала более важными. Я могу быть вотпрямщас счастлива и без нетленки - и поэтому я не хочу этого.
Расписание-то, впрочем, все равно говно, а желания мои все равно были фрустрированы. Об этом забывать тоже не надо, ибо серьезное отличие стоика там или буддиста от инфузории туфельки - это умение видеть, что говно есть говно, признавать его таковым - и уже после этого сохранять спокойствие.
@темы:
life is a gift horse in my opinion