Про "Стиляг"Пересмотрела я таки «Стиляг»… Со второго просмотра понравился больше. Сильный фильм, на самом деле. Художественно сильный, и я отнюдь не имею в виду постановку, песни-пляски и прочее, внешнее. Сильный идеей, тем, что он хотел сказать и действительно смог – да хотя бы вообще тем, что эта идея есть. В тот раз я смотрела не с тем настроем. Я ожидала получить флафф, комедию, романтику, а получила полноценную драму. И это несколько выбило из колеи. А это, на самом деле, совсем не феерия, как его рекламировали, совсем не сказка, а если и сказка – то сказка очень о реальности. Это история о противостоянии человека и общества. Многие возмущались, дескать, что, только стиляги были нормальными людьми, что за?.. А это фильм обо всех ненормальных. О тех, кто рискует – и тем более рисковал тогда, ибо это фильм еще и очень о совке – стать другим, выйти из ряда вон, «сесть на электрический стул или трон» и идти с гордо поднятой головой, когда в спину плюют. Уже за одно это я могу ценить этот фильм, так как эта тема мне очень близка. Это фильм о том, как опасно быть не таким, как все. И с этой точки зрения очень хороша система образов главных героев, сцены, когда Мэл в первый раз выходит из дому, когда Польза идет по больнице, когда Мэл стоит в автобусе. И, конечно, шедевральная, имхо, сцена «Скованные одной цепью». Кто-то ею восхищался, кто-то жестко критиковал за то, что настолько переврали первоисточник, дескать, всунуть в таком контексте заранее «оппозиционный» «Наутилус», да еще и рэпом… но ведь песня-то в любом случае была о тех, «кто шагает дружно в ряд». И эта девочка, Катя, невероятно сильный, эмоциональный образ. Ее надрыв, ее истерика, то, как она кричит эту песню, делает эту сцену невероятной. У меня каждый раз мурашки по коже от нее. Это сказка о молодости и ответственности. О том, что рано или поздно приходится взрослеть. Так пришлось повзрослеть Фреду, улетевшему в Америку, так пришлось повзрослеть Пользе, родившей ребенка – в первый просмотр я искренне ненавидела ее за то, какой она стала, и, признаться, сейчас именно этот аспект моего отношения изменился мало… о том, как пришлось повзрослеть самому Мэлу. Это фильм о желаемом и действительном, об иллюзиях и их крушении. Потому что «там» нет стиляг, Мэл. Но вы есть? Они есть. Это фильм о шансе… а еще, наверно, о том, как же все-таки хорошо быть разными. Любыми. И именно поэтому – парад субкультур в конце. Именно поэтому панки и готы, а еще просто люди в ярких кофтах. Потому что от толпы никуда не деться – но если уж толпа, пусть хотя бы яркая, пусть каждый хотя бы мнит себя самостоятельной единицей, не так ли?..
Имя розы А тебе не кажется, что этот "сильный фильм" - на самом деле... неправильный? Что он выдает стеб и шутку за чистую монету, за достоверную информацию об эпохе? (это, конечно, имхо, причем имхо человека, родившегося в девяносто первом году - но всё-таки с условно "советским" воспитанием)
Ветроном ну... я на самом деле не воспринимаю его как фильм о советском союзе как таковом. Скорее просто символично, что ли. Общество, союз, если угодно - серая масса, толпа, стиляги - символ из ряда вон выходящего. Если воспринимать буквально, найдется много поводов для придирок, хотя бы потому, что те же писатели, формально входящие в массу, стоят уважения куда больше бухающих безмозглых подростков.) Как-то так.
ну... я на самом деле не воспринимаю его как фильм о советском союзе как таковом. Скорее просто символично, что ли. Общество, союз, если угодно - серая масса, толпа, стиляги - символ из ряда вон выходящего. Если воспринимать буквально, найдется много поводов для придирок, хотя бы потому, что те же писатели, формально входящие в массу, стоят уважения куда больше бухающих безмозглых подростков.) Как-то так.